Вклад в историю События

Вклад в историю

Родион Щедрин передал рукописи в архив Российского национального музея музыки

Год назад Музей музыки, в фондах которого сохраняются для истории архивные материалы первых величин в мире музыки – Глинки, Рахманинова, Шостаковича и многих других, обратился к Родиону Щедрину с просьбой о передаче его рукописей. До момента согласия композитора и торжественной церемонии передачи материалов музей располагал лишь образцами творчества раннего периода: например, партитурой балета «Конек-Горбунок».

«Основа для любого музея мира – коллекция. Когда она пополняется, большей радости не существует. В наших архивах хранится большая часть того, чем гордится Россия. Сегодня исторический день – мы пополняем фонды рукописями выдающегося композитора, классика XX-XXI веков Родиона Щедрина, слава которого безгранична. Конечно, к этим материалам будут обращаться исполнители и исследователи, изучая каждую ноту, каждую запятую, почерк и замысел Родиона Константиновича», – сказал со сцены Прокофьевского зала генеральный директор Музея музыки Михаил Брызгалов.

Среди переданных в дар рукописей: «Месса поминовения» для хора a cappella памяти Майи Плисецкой, Вариации на тему Диабелли для фортепиано, а также «хроника» одного из последних сочинений для чтеца и оркестра «Приключения обезьяны» (черновая рукопись с пояснениями, партитура и клавир, написанный от руки). Как рассказала главный редактор «Музыкальной жизни» профессор Московской консерватории и органистка Евгения Кривицкая, Родион Константинович тщательно занимался разбором своего личного архива в процессе подготовки передачи материалов: «Ноты доставлялись в Россию сложными путями из разных стран».

Харизма личности и сила искусства Родиона Щедрина неизменно притягивает людей. Не случайно на торжественной церемонии присутствовало много почетных гостей и почитателей творчества композитора: ректор Московской консерватории Александр Соколов, композитор и генеральный директор Российского музыкального союза Александр Клевицкий, заместитель председателя правления Сбербанка России Ольга Голодец, а также известный музыковед Валентина Холопова – автор фундаментальных исследований, в том числе монографии «Путь по центру. Композитор Родион Щедрин».

Конечно, в этот вечер не могла не прозвучать музыка Родиона Щедрина, которая по статистике на планете звучит практически ежедневно. Камерный хор Московской консерватории с фирменным высоким качеством звучания, с отношением к слову и фразировке  исполнил «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и «Сцены российской жизни» (вариации для смешанного хора). Предварив исполнение, художественный руководитель коллектива и ректор Хоровой академии имени В. С. Попова Александр Соловьёв поделился со слушателями: «Мы благодарны судьбе, что имеем возможность напрямую общаться с Родионом Константиновичем, задавать ему вопросы, получать не просто ответы, а получать ту жизненную энергию и импульс, которые дают нам возможность ставить перед собой новые маяки». Кроме того, маэстро специально разыскал еще один интересный артефакт – характеристику Щедрина, которую много лет назад подготовила его классный руководитель в хоровом училище: «Одаренный музыкант с отличными пианистическими данными. Абсолютный слух, отличная память. Серьезное и любовное отношение к занятиям способствует отличным успехам юноши по классу фортепиано и теоретическим дисциплинам».

Также в концерте Евгения Кривицкая сыграла на органе вновь обретенное сочинение, до недавнего времени считавшееся утерянным, – «Телеграммы» для органа, музыкально написанные так, что каждый человек, сидящий в зале, включается в процесс интерпретации, домысливая по своим ощущениям контекстный смысл, расставляя в музыкальных образах «знаки препинания».

Сопрано Алена Кузнечикова и пианистка Жанна Жусупова виртуозно исполнили сложнейший вокальный раритет «Три сольфеджио». Ариозо Наташи из первой оперы Щедрина «Не только любовь» представила сопрано Мария Челмакина, которой посчастливилось выйти на одну сцену с прославленной пианисткой Екатериной Мечетиной.

Когда-то Родион Константинович доверил Екатерине Мечетиной первое исполнение Шестого фортепианного концерта, кроме того, она блистательно играет фортепианное переложение «Озорных частушек» и много других фортепианных сочинений композитора. В этот вечер с чутким пониманием стиля Щедрина и его яркого, нестандартного мышления она проиллюстрировала переданные в дар музею Вариации на тему Диабелли, пианистка объявила и сыграла «Дневник» с интересной историей: «Более двадцати лет назад Родион Константинович вручил мне рукопись за три дня до мировой премьеры и сказал, что здесь семь маленьких пьес под названием “Дневник” – если есть силы, разбери и сыграй одну-две. Я была азартная и сыграла весь цикл». Можно только добавить, что музыка Щедрина того стоит!

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition

В Рыбинске появилась собственная филармония События

В Рыбинске появилась собственная филармония

В гала-концерте открытия участвовал Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр