Имя Владимира Горбика – художественного руководителя Столичного симфонического оркестра в Москве, главного регента Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – все чаще появляется на афишах московских концертных площадок. Российский дирижер активно сотрудничает с разными симфоническими оркестрами мира, проводит мастер-классы в России, США, Австралии и в странах Центральной Азии, а также уделяет много внимания Мужскому хору Российско-Американского музыкального института имени Патриарха Тихона. Именно этот коллектив оказался в числе соискателей премии «Грэмми» в этом году.
C Владимиром Горбиком (ВГ) встретился корреспондент «Музыкальной жизни» Виктор Александров (ВА).
ВА Владимир, ваш диск «Научи мя оправданием Твоим» с духовными сочинениями Павла Чеснокова оказался номинирован на «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение».
ВГ Идея записать этот монографический альбом возникла несколько лет спустя после первого диска, выпущенного с мужским хором Русско-Американского музыкального института имени Патриарха Тихона (ПаТРАМ), со-основателем которого я являюсь. В Штатах Чесноков не так известен, как в России. Мы хотели познакомить западную публику с его музыкой: собрали все известные сочинения, вошедшие в прочный обиход Русской православной церкви, и представили их на диске.
ВА А где проходила запись?
ВГ В Саратове. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин благословил нас и предоставил храм Саратовской Духовной семинарии с замечательной акустикой. Когда мы работали над альбомом, я чувствовал, что происходит что-то невероятное. Специалисты бостонской компании Sound Mirror приехали в Саратов по приглашению Алексея Лукьянова, продюсера, председателя совета директоров ПаТРАМ. Диск вышел на лейбле Reference Recordings (США) и получил очень теплые отзывы в американской прессе – в частности, три эксперта MusicWeb International, не сговариваясь друг с другом, назвали его «диском 2018 года»! Номинация на «Грэмми» – большое счастье. Протодиакон Антоний, регент Иркутской Епархии и Митрополии, не так давно спросил меня: попадал ли хоть кто-то из регентов православной церкви в число номинантов на такую премию? Вполне вероятно, что подобного прецедента еще никогда не было.
ВА Имея один из консерваторских дипломов – дирижерско-хоровой, почему вы решили связать свою творческую жизнь с церковной музыкой?
ВГ В студенческие годы я работал, чтобы прокормить семью с двумя детьми. Так случилось, что я лишился места работы. Старшекурсник Алексей Муратов предложил мне быть певчим на Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в мужском хоре под управлением иеромонаха Феодосия (Ушакова). Я очень быстро понял, что пришелся кстати: сам иеромонах Феодосий говорил, что в его жизни еще не бывало таких случаев, чтобы через две недели после поступления в коллектив новичок мог свободно петь в квартете стихиры и тропари на восемь гласов. Я повторял их каждый час, пел на разные голоса. Затем познакомился с настоятелем этого монастыря, тогда еще игуменом Лонгиным. Он обратил внимание на то, что у меня и моей семьи есть внутреннее желание жить по церковному уставу. Мы стали еще теснее общаться с ним. И как-то игумен Лонгин задал мне вопрос: «Володя, а что ты, собственно, хочешь выбрать в жизни? На подмостки симфонических концертных сцен люди стоят рядами в очереди, а в церкви не хватает профессионалов. Можешь ли ты помочь Церкви и стать регентом»? Я не раздумывая сразу ответил, что помогу Церкви ровно настолько и даже больше, насколько смогу. И вот уже более двадцати лет я служу регентскому делу и надеюсь его не оставлять и впредь!
ВА Как вы сочетаете в своей профессии обязанности регента и дирижера?
ВГ Работая над какой-либо из партитур, я всегда стараюсь проникнуть в самую суть сочинения. У меня два консерваторских диплома: на третьем курсе дирижерско-хорового факультета Московской консерватории я написал заявление о приеме в класс Бориса Григорьевича Тевлина. Он познакомил меня со своим учеником Игорем Дроновым. Сдав все экзамены, я поступил в класс оперно-симфонического дирижирования. В России мне довелось работать с разными симфоническими и камерными оркестрами. Но Владыка Лонгин в какой-то момент попросил меня переключиться на работу с хором. Выполняя благословение, пришлось на некоторое время сократить свою оркестровую деятельность, сделав акцент на сотрудничестве с Мужским хором Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – мы записали более пятнадцати дисков, которые стали известны в Америке, Европе и теперь издаются там.
ВА Культивируете ли репертуар?
ВГ Репертуар хора зиждется на таких столпах церковного творчества, как знаменный распев и его обработки разными композиторами. Мы постоянно исполняем духовную музыку Чеснокова, Кастальского, Гречанинова, Рахманинова, Чайковского. Очень много внимания уделяем композитору диакону Сергию Трубачёву – моя любовь к нему неисчерпаема. Я не знаю ни одного произведения, созданного этим гениальным автором, которое не подходило бы для пения в церкви. Диакон Сергий сначала был светским музыкантом, преподавал в Гнесинском музыкально-педагогическом институте, а потом, встретившись с архимандритом Матфеем (Мормылём), стал все активнее проявлять себя в области церковного творчества.
ВА Вы занимаетесь действительно подвижническим миссионерским делом. Способна ли музыка связывать культуры народов разных стран?
ВГ Я думаю, что каждый здравомыслящий глубокий музыкант должен непременно заботиться об этом. К сожалению, сейчас в воздухе пахнет порохом. Мы все это чувствуем. Помогает личная позиция каждого человека, который, как инок перед Богом, несет веру в правду. Так каждый изменяет к лучшему, в первую очередь, себя самого, живет, как сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».
ВА А как возник ваш Столичный симфонический оркестр? Зачем Москве еще один коллектив?
ВГ У меня много знакомых инструменталистов в России, Канаде, Америке, Европе, Австралии. Наши московский и нью-йоркский составы – это как раз и есть то самое свидетельство, что музыкальное сообщество едино и хочет следовать путем добра и служения людям. Есть также идея создания флорентийского состава оркестра. В Москве я сам регулярно репетирую со Столичным симфоническим оркестром, за границей большую работу проводят мои ассистенты. Сначала мы репетировали на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Теперь подписан договор об оркестровой базе с Международным славянским институтом. Система работы оркестра следующая: американские музыканты участвуют в российских концертах, а московские включаются в нью-йоркский состав. Также эти два состава играют и раздельно.
В нашем московском оркестре играют около сорока человек, в том числе из известных коллективов – Госоркестра имени Е. Ф. Светланова, Российского национального оркестра, «Новой России»… Все эти люди – мои единомышленники. Оркестр уже имеет статус международного коллектива. В наших планах проведение в Нью-Йорке большого фестиваля «Русско-американская дружба на Манхэттене». Его программа будет включать в себя музыку русских композиторов, в том числе авторов XX века – Шостаковича, Свиридова, Прокофьева, а также произведения американских композиторов. Компиляция русско-американского сотрудничества во имя мира, любви и согласия просто необходима в наши дни.
Зачем же Москве еще один оркестр? Ведь сколько людей, столько и мнений. Также можно высказаться и на тему дирижеров. Сколько дирижеров – столько и интерпретаций, сколько дирижеров – столько и желаний исполнить ту же классику. Везде есть право на собственный голос трактовки произведения.