Владимир Лисенко: <br>Все мы служим Чайковскому Персона

Владимир Лисенко:
Все мы служим Чайковскому

7 мая (25 апреля по старому стилю) весь мир отмечает 180-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Среди культовых мест, связанных с именем композитора, одно из главных – его дом в подмосковном Клину, где он прожил последние полтора года своей жизни. Сейчас это мемориальный музыкальный музей-заповедник, включающий кроме территории дома Чайковского соседние усадьбы – Демьяново, Фроловское, Майданово, где он также жил и бывал в разные годы. О том, как отпразднуют юбилейный день рождения и чем интересен музей сейчас, его директор Владимир Лисенко рассказал Евгении Кривицкой.

ВЛ Конечно, музей-заповедник готовился к этому событию. В наших планах было открытие новой постоянной экспозиции, которая бы рассказывала о жизненном пути композитора. В текущем году при поддержке Министерства культуры Московской области было запланировано представить выставочные проекты в Воткинске, Калининграде, в Санкт-Петербурге и Гатчине. Но… жизнь вносит свои коррективы в планы. Тем не менее с марта этого года музей-заповедник, как и другие музеи нашей страны, ушел в удаленный режим. Мы давно, пожалуй, с военного времени, так долго не встречались с нашими посетителями. Но в канун празднования и непосредственно в день рождения Петра Ильича мы представляем акцию «Поздравь Чайковского с днем рождения». По хэштегам #Чайковский180, #ДеньРожденияЧайковского в соцсетях каждый желающий может найти обращение сотрудников музея с призывом присоединиться к акции и выразить в любой форме – словесно, музыкальным приношением свое отношение к событию. Также непосредственно 7 мая состоится Zoom-конференция с участием представителей Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, Российского национального музея музыки, Академии имени Вагановой, Санкт-Петербургского центра Чайковского и, конечно, музеев Петра Ильича в Воткинске и Клину. В рамках конференции планируется обсудить дальнейшие перспективы деятельности по популяризации наследия Чайковского.

ЕК Пока музей живет в режиме онлайн, что интересного могут увидеть, узнать ваши виртуальные посетители?

ВЛ Мы, с одной стороны, оказались в несколько сложной ситуации: до настоящего времени у музея не было готовых виртуальных туров, видеоматериалы о нас размещались в различных сетевых ресурсах. И наша мобилизация стала несколько вынужденной, но, без сомнения, очень своевременной. Был создан свой YouTube-канал,  где сотрудники музея в беспрецедентных условиях выкладывают рассказы об отдельных экспонатах, которые хранятся в фондах музея, создана, также силами сотрудников, виртуальная экскурсия по Дому Петра Ильича, а также мы представляем записи с концертов, которые в различные годы проводились в музее. В их числе и программы, которые представлялись посетителям как в рамках Международного фестиваля искусств Чайковского, так и архивные, подчас довольно редкие записи. Например, выступления в Клину Ирины Архиповой, Марка Рейзена, уникальная, чудом сохранившаяся запись концерта Галины Вишневской, которой аккомпанирует Мстислав Ростропович в 1969 году.

ЕК Я увидела в том числе уникальный ролик визита Владимира Горовица и молодого Михаила Плетнёва в Клин в 1986 году. Можно ли узнать подробности?

ВЛ Весной 1986 года Горовиц с супругой Вандой Тосканини посетили СССР, где Горовиц выступил в Москве и Ленинграде. В канун дня рождения Петра Ильича он посетил музей. Слушая тогда молодого Михаила Плетнёва, Горовиц отметил не очень хорошее состояние инструмента «Беккер», который стоит в кабинете-гостиной. Но необходимо отметить, что даже в 1986 году этому инструменту было больше ста лет, да и изначально эти инструменты делали для домашнего, а не концертного музицирования. В любом случае, Рахманинов в исполнении Владимира Самойловича, как всегда, прозвучал очень самобытно и узнаваемо по манере его исполнения.

ЕК Насколько любим и интересен Чайковский, если  судить по цифрам посещений сайта?

ВЛ Количество посещений, безусловно, возможно отследить, счетчики, которые стоят на странице сайта, легко позволяют это сделать практически в любой момент. И если говорить о цифрах, то они таковы: за последний год сайт посетило свыше 247 тысяч человек, более 92 тысяч – это обращения через поисковые системы, свыше 55 тысяч – с уникальных IP-адресов, то есть это наша постоянная аудитория, ежедневно сайт посещают в среднем от 200 до 1000 человек, в зависимости от сезона. При этом в стандартном режиме работы сайт позволяет приобрести билеты на концертные программы, оплатить отдельные услуги, связанные с посещением.

ЕК Как сейчас ведется научная работа с архивом Чайковского? Все ли мы уже знаем о композиторе, или есть «открытия»?

ВЛ Конечно, главный результат работы с архивом Петра Ильича – это Академическое полное собрание сочинений (АПСС). Проект был начат в 2013 году совместно с Государственным институтом искусствознания. У его истоков стояли выдающаяся исследовательница творчества Чайковского доктор искусствоведения Полина Ефимовна Вайдман и народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев. АПСС осуществляется непосредственно в стенах музея-заповедника, на разных этапах работы задействованы научные сотрудники в части расшифровки рукописных источников, подбора, помощи в аннотировании иллюстраций и т.д. Именно в Клину сосредоточено девяносто процентов выявленного на сегодняшний день архива Чайковского, много лет ведутся базы о местонахождении и описании рукописей композитора в других архивах и частных собраниях, отслеживаются аукционные торги. За 125 лет с фондом Чайковского работали выдающиеся ученые, именно здесь во многом шаг за шагом формировалась современная музыкальная источниковедческая и текстологическая наука. АПСС – итог работы, поисков и изучения нескольких поколений хранителей и ученых.

С 2017 года научным руководителем проекта стала Ада Айнбиндер – кандидат искусствоведения, заведующая отделом рукописных и печатных источников музея-заповедника, автор около 100 научных публикаций. Помимо этого она сама является научным редактором целого ряда томов проекта. Также для подготовки томов привлечены ведущие ученые Московской, Санкт-Петербургской консерваторий, Национального музея музыки и других авторитетных научно-исследовательских институций. Главная цель — восстановить наследие Чайковского, очистив его от разного рода купюр и редакторских вмешательств, вернуть миру подлинного Чайковского. Публикации каждого сочинения предшествует кропотливая работа исследователей по выявлению всех возможных на сегодняшний день источников текста произведения, их расшифровке и атрибуции. Ряд произведений, не сохранившихся в полном виде, и вовсе подлежит научной реконструкции. Как пример открытия можно привести авторские редакции Первого фортепианного и Скрипичного концертов, где Чайковский представлен полностью в подлиннике.

ЕК В Клину постоянно проходят фестивали, приезжают выдающиеся артисты, оркестры, театральные труппы. Знаю, что планировалось расширение и строительство нового концертного зала, а также передача Дома-музея из областного подчинения в федеральное. Какие перспективы?

ВЛ В сентябре 2019 года  Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Правительству Российской Федерации было дано поручение проработать вопрос придания музею-заповеднику статуса федерального музея и создания на его базе концертно-выставочного и фестивального комплекса международного уровня. Наверное, это действительно не самая простая задача, ведь вопрос стоит о выделении значительных средств, в том числе для строительства, создания сложной сопутствующей инфраструктуры. Такие вопросы проще решать, когда основным получателем средств является федеральное учреждение, но все они, без сомнения, будут направлены на дальнейшее развитие Клина и Подмосковья, как мест, с которыми связано последнее десятилетие в жизни Петра Ильича. В поручении Президента также говорится о придании музею-заповеднику статуса особо ценного объекта истории и культуры народов РФ, что по действующему законодательству невозможно без федерализации. Надеемся, что в свое время это случится и будет восстановлена историческая справедливость, так как наш музей один из первых мемориальных в России, а практически все мемориальные музеи, входящие в государственный свод особо ценных объектов, за исключением Пушкинского дома, были созданы позднее нашего.

ЕК Сейчас ситуацию с пандемией часто сравнивают с военным временем. Так ли это в контексте с ситуацией с музеями? В частности, если вспомнить историю музея в Клину в годы Великой Отечественной войны?

ВЛ Ситуация действительно сложная, но не могу сравнивать ее с военным временем. Тогда была эвакуация, разруха, серьезный риск утраты ценностей. Сейчас сотрудники удаленно работают с музейными базами данных, продолжают работу с Госкаталогом музейного фонда, готовят новые программы, которые будут представлены посетителям после снятия ограничений.

ЕК Музей был открыт благодаря усилиям Модеста Ильича Чайковского, брата композитора, и других близких родственников. А живы ли сейчас потомки этой семьи? Они держат связь с музеем? Проявились ли в ком-нибудь из них музыкальные гены?

ВЛ Музей после смерти Модеста Ильича перешел в ведение Русского музыкального общества, но до 1927 года ученым секретарем музея оставался Ипполит Ильич Чайковский, а с конца 1930-х годов в музее главным хранителем служил племянник Петра Ильича, сын Александры Ильиничны Давыдовой – Юрий Львович. Долгие годы также работали его дочери Ксения Юрьевна и Ирина Юрьевна. В музее-заповеднике и сейчас еще работают люди, которые их застали, помнят их ценные советы и семейные предания. Мы с огромным трепетом и уважением тесно сотрудничаем с сыновьями Ксении Юрьевны – Львом и Георгием. Лев Ефимович живет в Клину, Георгий Ефимович – крупный ученый, общественный деятель, работает в Москве, но мы всегда неизменно рады видеть их в стенах нашего музея. Одним из потомков Давыдовых и Николая фон Мекк, сына Надежды Филаретовны фон Мекк, женившегося на одной из племянниц Чайковского, является Денис фон Мекк. Он возглавляет благотворительный фонд имени Надежды Филаретовны. Все мы – и государственные институции, и общественные объединения, и фонды служим одному общему делу – сохранению и популяризации творческого наследия гения русской музыки Петра Ильича Чайковского.

Дмитрий Лисс: Музыка – это архитектура, развернутая во времени Персона

Дмитрий Лисс: Музыка – это архитектура, развернутая во времени

Максим Гуткин: <br>Дирижирование – профессия зрелых людей Персона

Максим Гуткин:
Дирижирование – профессия зрелых людей

Филипп Селиванов: <br>В Геликоне возможно все! Персона

Филипп Селиванов:
В Геликоне возможно все!

Марко Никодиевич: <br>Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем Персона

Марко Никодиевич:
Сегодня музыкантам нужен живой контакт со слушателем

В своем творчестве композитор Марко Никодиевич с легкостью соединяет акустические инструменты и электронику, симфонический оркестр и эстетику техно.