Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Музыкант Владимир Резицкий – один из самых известных исполнителей фри-джаза, саксофонист, флейтист и композитор, лидер группы «Архангельск», в одном названии которой, кажется, уже заложен ответ о том, какой должна быть книга о нем.

Архангельск с 1970-х годов – одна из отечественных джазовых столиц. Его обитатели: моряки с импортным «винилом» и дети ссыльных, трудовой народ и студенты Архангельского музыкального училища, взрывающие городские кафе-рестораны исполнением не только переаранжированных эстрадных шлягеров, но и актуальной «зарубежкой» в диапазоне от The Beatles до Chicago.

В эпицентре всего этого битово-свингующего коктейля Владимир Резицкий выделялся не только филигранным талантом и яркой внешностью – улыбчивый парень с волосами ниже плеч, в «клешах», футболке c логотипом экспериментальной хард-роковой команды Mott the Hoople и внимательным светлым взглядом, – но и своей особенностью успевать все: сочинять и репетировать, организовывать фестивали и концерты и, конечно, играть музыку.

Какой должна быть книга о нем? Наверное – в той же фри-джазовой стилистике, в которой для неподготовленного слушателя или джазового сноба вроде бы отсутствуют общепринятые схемы и правила, но на деле подчиняющейся общей, пускай и далекой от принятых канонов, дисциплине.

Именно эту, опять-таки, весьма условную манеру и взяли на вооружение трое архангельских энтузиастов: автор идеи, меценат и библиофил Игорь Флейшман, автор-составитель Елена Сергиевская и художник Алексей Григорьев.

Коллектив работавших над «книгой друзей, о друзьях и для друзей», конечно, шире, но именно эти трое выпустили в свет увесистый 320-страничный фолиант-альбом о блестящем Владимире Резицком. Придумали и нарисовали, как сказал музыкант Владимир Тарасов, «портрет Архангельска на фоне Резицкого».

Джазовый энтузиаст Игорь Флейшман проект во всех смыслах поддержал. Елена Сергиевская взяла десятки интервью, написала необходимые текстовые «интро» и скомпилировала слова и смыслы. Алексей Григорьев придумал макет и «вытянул» (иногда даже при помощи «искусственного интеллекта») раритетные фото, свел в изысканные арт-блоки уникальные артефакты эпохи.

 

То, что книгу о Владимире Резицком сделали именно его друзья-земляки, очень важно: все происходившее с ним и при его участии прочно вписано в эти места, где сам он все «засеял своими нотами и идеями».

В Северодвинске он служил срочную вместе с ленинградцем Григорием Клеймицем (позже работавшим с Жаном Татляном, ВИА «Поющие гитары», Эдитой Пьехой) и москвичом Валерием Плотниковым – впоследствии одним из самых выдающихся отечественных фотографов.

Дальнейшая джазовая жизнь Владимира Резицкого – нескончаемый увлекательный джем-сейшн. Учеба, работа в ресторанных оркестрах, днем – репетиции своей программы, вечером – концерты для посетителей с абсолютно другой музыкой, выступления на городских мероприятиях, организация гремевших на весь Союз архангельских джазовых фестивалей и поездки по всей стране. Пробный переезд в Вильнюс, возвращение и снова – репетиции, выступления, концерты-перформансы, гастроли, встречи, события и перемещения в пространстве, скомпилировать которые, выбрав наиболее значительные из всего, что кажется важным, в случае с Резицким очень сложно.

Флейшман, Сергиевская и Григорьев с этим справились на отлично, выстроив систему глав и воспоминаний таким образом, что даже не посвященный в творчество Резицкого читатель получает увлекательное повествование не просто о судьбе замечательного музыканта, но еще и о важном временном этапе в российской культурной истории.

Каждый рассказ в книге – эксклюзив, за исключением воспоминаний Алексея Баташёва и Олега Лундстрема, чей жизненный путь на момент написания книги был закончен и их высказывания взяты из телепередач.

Члены семьи, музыканты Аркадий Шилклопер, Анатолий Вапиров, Игорь Бриль, Андрей Кондаков, Владимир Волков, Сергей Старостин, Алексей Круглов и многие другие. Друзья, исследователи, журналисты и, конечно, почти два десятка фотографов в диапазоне от легендарного Александра Забрина до Виктора Мананкова. Все они откликнулись на идею создания этой книги с огромным энтузиазмом, и результат вышел соответствующий замыслу.

Перелистывая огромный том, в котором наряду с воспоминаниями, фотографиями, раритетными афишами, вырезками из «джазовых» журнальных публикаций и конвертами пластинок больше десятка страниц отдано под основные библиографию, дискографию, видеографию, хронологию концертов и фестивалей в СССР, в России и за рубежом и другие кропотливо собранные подробности, понимаешь, с какой вовлеченностью и любовью работало трио в составе Флейшман – Сергиевская – Григорьев. Трио, не понаслышке знающее архангельский джаз: каждый участник этого состава предельно интегрирован в эту тему и известен всем, вовлеченным в ситуацию.

Удивительно, но звуковых носителей с музыкой Владимира Резицкого выходило не так много. «Призраки старого города» 1989 года, по сути, единственная виниловая пластинка, вышедшая на «Мелодии», плюс небольшие фрагменты с джазовых фестивалей. Остальное – диски, вышедшие на Leo Records и других небольших лейблах, известных только коллекционерам.

Парадоксальная ситуация: обычно подобной книги удостаиваются музыканты, чьи заслуги запечатлены и оценены куда больше, чем джазовый талант Владимира Резицкого. Здесь же массивный фолиант выходит в год восьмидесятилетия Резицкого и, возможно, станет новой отправной точкой для осмысления как его творческого наследия, так и всего феномена «архангельского» джаза.

Эта книга – авторская работа трех неравнодушных веселых людей, сделанная с большой любовью – к другу юности, к городу, к эпохе и к музыке, которую кто-то откроет для себя и впитает с прекрасным ароматом матовых страниц, а кто-то, возможно, найдет и издаст то, что пока известно как «неопубликованные записи музыканта Владимира Резицкого».

Книга – лоцман, ведущая по нужному культурному фарватеру, почему бы и нет? В контексте портово-джазового Архангельска это будет очень гармонично.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи

Шанс полюбить эльфийский рок Книги

Шанс полюбить эльфийский рок

На полках российских книжных магазинов появилась книга о группе Pixies