5 июля в Большом зале Московской консерватории завершается абонемент «Династия Юровских», представивший искусство трёх прославленных дирижёров нашего времени — Михаила Юровского и его двух сыновей, Владимира и Дмитрия. Династическая идея имеет и просветительский аспект: вернуть в современный репертуар музыку основателя династии, композитора Владимира Юровского-старшего. Состоявшиеся концерты и прозвучавшие Четвертая симфония и «Отелло» Юровского подтвердили не голословность утверждения, что его произведения обладают высокими художественными достоинствами и несправедливо ушли из исполнительской практики.
5 июля прозвучит одно из самых популярных сочинений композитора Владимира Юровского – балет «Алые паруса». Об истории его создания рассказывает внук композитора, художественный руководитель ГАСО имени Е.Ф. Светланова, главный дирижёр Лондонского филармонического и Берлинского симфонического оркестров Владимир Юровский.
«Балет “Алые Паруса” – одновременно наша семейная легенда и неотъемлемая часть истории советской/российской культурной жизни прошлого столетия. Начатый композитором В. Юровским как романтическое объяснение в любви своей молодой жене (дед женился весной 1941 года) накануне начала Великой Отечественной войны, продолженный уже в первые месяцы войны (под аккомпанемент германских бомб, сброшенных на Москву), законченный и впервые поставленный труппой ГАБТа в Куйбышеве в декабре 1942 года, он стал символом веры в мечту, во всепобеждающую силу фантазии и любви, а также надежды на лучшую жизнь в тяжелые дни войны. Уже после войны балет был восстановлен на сцене филиала Большого театра и многие годы оставался в его репертуаре. Несмотря на то, что я вырос на семейных историях вокруг этого балета, с самой музыкой его мне удалось познакомиться только в 12-летнем возрасте, когда отец продирижировал премьерой новой постановки балета в МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (в 1984 году). Приблизительно в то же время появилась и новая постановка “Алых парусов” в Детском музыкальном театре Н. Сац. До сих пор помню ощущение чуда, возникшее у меня при первых звуках Пролога – мне казалось, что музыка, о которой мне столько рассказывали родители (полной записи балета не существовало, а ознакомиться с музыкой по партитуре или клавиру в 12 лет я еще не мог), могла быть только и именно такой – романтичной, страстной и искренней. Многое изменилось с тех пор, но мне кажется, что, как не устаревает и литературный первоисточник – феерия А. Грина “Алые паруса”, так и эта замечательная музыка, рожденная настоящим чувством, не может не оставить равнодушным и сегодняшнего слушателя».
Владимир Юровский: Для меня дружба с unitedBerlin – залог интеллектуального музыкального здоровья