Едва ли не самым прелестным инструментом в концерте оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса оказалась пила. Ее тембр украсил два номера – вокальный цикл Джорджа Крама «Древние голоса детей», открывавший программу, и скорбную песню Джона Доуленда Weep You No More Sad Fountains, сыгранную на биc.
Играл на пиле известный петербургский скрипач Владислав Песин (ВП). После концерта с музыкантом побеседовал шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов (ПП).
ПП Эта композиция Доуленда, прозвучавшая на бис, – какой инструмент там играет в оригинале?
ВП В оригинале там только голос и лютня. Все остальное – аранжировка и фантазия.
ПП Как давно вы играете на пиле?
ВП Пила – мое хобби с 1993 или 1994 года, то есть довольно давно. У меня с тех пор было много разных инструментов. Главным образом я играл на самых обычных ножовках по дереву, которые покупал в хозяйственных магазинах. Я приходил в магазин со смычком и выбирал пилы по диапазону и по звучанию – прямо в магазине. Не так давно я позволил себе купить настоящую музыкальную пилу. Я нашел в Питере магазин и купил пилу английского производства, достаточно известной фирмы. Это сопрановая пила. Она звучит прекрасно, но игра на ней по технологии отличается от тех пил, на которых я играл до этого. Там используется рукоятка, а я с рукоятками не так уж часто экспериментировал – предпочитал руками гнуть. Поэтому сегодня я, хоть и попробовал на репетиции, но не рискнул играть на фирменной музыкальной пиле, а играл на самой обычной, купленной за 250 рублей в магазине «Леруа Мерлен». Я последний год играю на этой пиле. Это пила самого что ни на есть нашего российского производства. На ней написано: «Ножовка по дереву. 400 мм». Оказалось, что она звучит хорошо. Были пилы немецкие, и они звучали сильно хуже. А эта звучит красиво, и у нее есть диапазон – в Краме самые верхние ноты она позволяет взять, поэтому я на ней играл и Крама, и Доуленда.
ПП Что можно сыграть на пиле?
ВП В репертуаре пилы – любая музыка, в которой нет виртуозных элементов, быстрых пассажей, и которая помещается в диапазон полторы-две октавы.
ПП Вы играете на пиле в ансамблях?
ВП У меня есть и опыт сольных выступлений с пилой. Меня даже приглашали в Казань на фестиваль уличных искусств – там такой Леша Чижик, наш питерский джазмен, вибрафонист, собрал команду, причем мне позвонили не как скрипачу, а именно как исполнителю на пиле, против чего я не стал возражать. Я приготовил программу из 20 композиций, скачал минусовки в интернете, через специальную программу обработал, наладил нужный темп, выбрал нужные тональности – и выступал. Там были и джазовые стандарты, и классические вещи, например, Ave Maria Шуберта, и легкие популярные мелодии – не шансон и не эстрада, а то, что мне было близко.
ПП Как держат пилу?
ВП Один конец, где ручка, зажимается коленями, а полотно гнется пальцами левой руки, там нужно прилагать серьезные усилия. Навык приходит в результате занятий. Начинаешь понимать, насколько нужно гнуть пилу и в какую сторону – микронные изменения, которые влекут за собой изменения в звучании. Что касается технологии игры, я нашел для себя способ. Можно найти положение, когда ты зажимаешь коленями рукоятку пилы, одну ногу немножко качаешь и даешь пиле возможность вибрировать. В правой руке смычок, а левая рука гнет полотно, и я нашел способ достаточно чисто воспроизводить звуковысотность. Это от ушей зависит: если ты слышишь чисто, ты и играешь чисто. Не всегда удается сыграть идеально, но все-таки внутренний слух помогает. Все заполнения интервалов делаются глиссандо – ты тренируешь левую руку на точность сгибания пилы под нужным углом. Чем сильнее сгибаешь, тем звук выше. Смычок тоже нужно перемещать по полотну – внизу ты даешь низкие звуки, середина диапазона играется на середине полотна, а чем выше звуки, тем ближе смычок смещается к левой руке. Левая рука заботится о точности интонации, а ногой, когда ты качаешь, одновременно можно извлечь красивое вибрато разной скорости, разной интенсивности – это уже как нога натренируется.
ПП Какой смычок подходит для пилы?
ВП Я играл разными смычками – скрипичным, виолончельным, но лучше всего контрабасовым. Сегодня играл контрабасовым. Он тяжелее других, там больше волоса, соответственно, он может достать больше обертонов.