Для человека, сведущего в истории русского дирижерского искусства, имя Александра Васильевича Гаука не требует пояснений. Чуть больше века назад он, выпускник консерватории по классам фортепиано, дирижирования и композиции, начал музыкальную деятельность в революционном Петрограде. Спектакли в Мариинском и Михайловском театрах, выступления с оркестром Ленинградской филармонии, затем приглашение в Москву, участие в создании Государственного симфонического оркестра СССР (сегодня – Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова), многолетнее руководство Большим симфоническим оркестром Радиокомитета (сегодня – БСО имени П.И.Чайковского), титаническая работа по освоению нового репертуара в концертных залах и радиостудии. Едва ли не бóльшим был вклад Гаука в педагогику – за три десятилетия через его класс в Ленинградской, Московской и Тбилисской консерваториях прошли десятки учеников, среди которых – подлинно великие имена: Е.Мравинский, И.Мусин, Н.Рабинович, Э.Грикуров. К.Симеонов, А.Мелик-Пашаев, Е.Светланов, М.Шостакович и многие другие).
125-летие со дня рождения А.В.Гаука, отмечаемое в этом году, не разделило участи многочисленных юбилейных дат, проигнорированных российской культурной общественностью в последние годы. 31 октября в Зале имени П.И.Чайковского состоялся концерт, посвященный великому маэстро. За дирижерский пульт встал ученик Геннадия Рождественского – Валентин Урюпин, один из талантливейших музыкантов поколения тридцатилетних. С Госоркестром он уже неплохо знаком: в 2017 году участвовал в турне коллектива по Китаю, в этом году – по Великобритании.
Программу открыли пьесы из фортепианного цикла «Времена года» Чайковского в инструментовке Александра Гаука. Эта область дарования выдающегося музыканта получила признание еще в молодые годы – недаром престарелый Глазунов советовал выпускнику Петроградской консерватории заняться «Хованщиной» Мусоргского (Гаук оркестровал его неоконченную оперу «Женитьба», а также «Детские сцены» Шумана, ряд романсов Чайковского и пьес Грига, сочинения Скарлатти, Шуберта, Глинки, Дебюсси…). По собственному признанию, мысль об оркестровом переложении пьес Чайковского пришла к нему в тяжелые военные годы. Тонкое чувство стиля, высочайший профессионализм в овладении тайнами инструментовки придают этому варианту «Времен года» «полную аутентичность» – за редким исключением, они звучат как написанная автором партитура. Если трактовка самого Гаука оставалась более сдержанной, камерно-интимной по тону, то в интерпретации Евгения Светланова эта версия обнаруживала масштабный потенциал и казалась сошедшей со страниц симфонических и балетных шедевров Чайковского.
В последнее время оркестровый вариант «Времен года» вновь обретает популярность (меньше месяца назад те же пьесы – «Осенняя песнь», «На тройке» и «Святки» – дирижировал Владимир Федосеев). Но на этот раз не хватало руки мастера, способной воплотить все нюансы этой богатой, виртуозной партитуры. Даже в наиболее удачно исполненной «декабрьской» пьесе недоставало широты дыхания. Живописное скерцо «Тройки» и вовсе едва не утеряло своего характерного шарма из-за неряшливости исполнения (скорее всего, ввиду недостаточной репетиционной работы).
Екатерина Мечетина исполнила Первый фортепианный концерт Рахманинова (фигура этого композитора занимает в творческой биографии Гаука особое место: молодой музыкант был на его предреволюционных выступлениях в Петрограде, а спустя много лет восстановил по оркестровым голосам уничтоженную автором партитуру Первой симфонии). Пианистка, известная как яркий интерпретатор музыки ХХ века, ориентировалась на авторский эталон, однако и здесь не возникло чувства подлинного ансамбля: сольные фрагменты фортепиано (как и немногочисленные в этом концерте tutti оркестра) звучали лучше совместных кульминаций.
Совсем другое впечатление оставила Четвертая симфония Чайковского. Трактовка Александра Гаука, запечатленная на пленку более шестидесяти лет назад, и сегодня может считаться образцовой – недаром ей следуют при всех индивидуальных различиях знаменитые интерпретации его самых блестящих учеников – Мравинского и Светланова. «Внешняя сдержанность при непрестанном внутреннем горении», – суть дирижерского искусства Гаука, подмеченная А.Мелик-Пашаевым, обнаруживается в драматическом пафосе симфонизма Чайковского. С лучшей стороны раскрылось перед нами и дирижерское дарование Валентина Урюпина. Ясность и точность техники, умение воплотить масштабную концепцию во всем многообразии деталей, экспрессивный темперамент, нигде, однако, не выходящий за пределы чувства меры, – его исполнение Четвертой симфонии было достойным больших дирижерских имен, украшающих биографию прославленного оркестра.
К впечатлениям от безусловно удачного концерта, тем не менее, примешивалось ощущение несправедливости… Так ли следовало отметить юбилей мастера, отдавшего свою жизнь служению в трех старейших оркестрах и консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга? Не должны ли были все, столь многим обязанные Гауку, объединить усилия и провести грандиозный фестиваль – с мастер-классами, научным симпозиумом, роскошным юбилейным аудиоизданием? В настоящее время фирма «Мелодия» готовит выпуск второго двойного диска, посвященного юбилейной дате, но учитывая поистине огромное фонографическое наследие Гаука, это выглядит каплей в море. В очередной раз, выслушивая речи о «возрождении традиционных духовных ценностей России», хочется пожелать, чтобы за высокими словами не забывали о подлинных носителях и проповедниках русской культуры, среди которых был и Александр Васильевич Гаук. В самые суровые годы, выпавшие на долю нашего государства, он оставался одним из тех духовно-нравственных камертонов, которые сохраняли и умножали музыкальный багаж эпохи, страны и нации…