Во славу коллектива События

Во славу коллектива

В Екатеринбурге станцевали «Вальпургиеву ночь» Джорджа Баланчина

Эта маленькая премьера (18-минутная одноактовка) отметила половину насыщенного сезона театра «Урал Опера Балет». Она должна была идти в один вечер с премьерой балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» в хореографии Антона Пимонова. Но театр не рассчитал свои финансовые возможности, а краудфандинговая кампания не спасла. Так что новую постановку легендарного балета «Шестерки» (Дюрей, Мийо, Онеггер, Орик, Пуленк, Тайфер) нам, скорее всего, придется ждать еще год. Поэтому «Вальпургиева ночь» встала в афише в один вечер с уже известными уральской публике сочинениями – ​«Наядой и рыбаком» и срочно собранной хореографом Вячеславом Самодуровым сюитой из его балета «Приказ короля», что впервые был показан прошлой осенью.

Джордж Баланчин сочинил «Вальпургиеву ночь» в 1975 году. Ему была заказана балетная сцена для оперы Гуно «Фауст», которую выпускали тогда в Парижской национальной опере дирижер Чарльз Маккеррас и режиссер Жорж Лавелли – Баланчин эту сцену сделал. До того он не раз сочинял «вальпургиевские» танцы для различных постановок: впервые еще в 1925-м в Опере Монте-Карло, где в танцах была задействована дягилевская труппа. Потом в 1935-м в Метрополитен, в 1945-м в Мехико – честно делал свою работу и после получения гонорара почти сразу про нее забывал. С премьерой года 1975-го было иначе – она оказалась ему дорога, и пять лет спустя Баланчин показал этот танцевальный текст как отдельный спектакль в собственной труппе New York City Ballet.

Баланчин был не первый, кто вытащил эту музыку из плотных объятий оперы – еще Анна Павлова сто лет назад прокатывала по миру «Вальпургиеву ночь» в постановке Ивана Хлюстина, объезжая земной шар с собственной труппой. В той постановке все было связано с Гете – и Мефистофель присутствовал, и Фауст, ну а сама прима была прекрасной Еленой. В СССР наиболее известной стала версия Леонида Лавровского 1949 года с ярким празднеством нечистой силы, где никаких гетевских героев не наблюдалось, зато были замечательные Вакх и Вакханка (эту роль в числе многих прекрасных балерин танцевала Екатерина Максимова, и, к счастью, спектакль был снят на кинопленку). Баланчин же ушел дальше всех от самой идеи «нехорошего» буйства – или, наоборот, максимально приблизился к ней.

Елена Кабанова – одна из самых обаятельных екатеринбургских ведьмочек

В его спектакле нет никаких рогов, копыт, лукавых усмешек сатиров. Есть двадцать четыре танцовщицы (шестнадцать девушек в кордебалете, четыре корифейки, две деми-солистки, солистка и балерина) в светлых платьях-туниках. И есть один редко появляющийся солист – белый костюм, взволнованные «романтические» рукава, благородные манеры. (Премьеру в Екатеринбурге получили прекрасно справившиеся со своими задачами Елена Кабанова, Илья Бородулин и Екатерина Сапогова.) Никакого сарказма, никакого гротеска – на первый взгляд, сборище совершенно небесное, а не наоборот. Чистота классических па, изящество перестроений – неоклассика во всей силе своей и славе. Вот только музыка какая-то слишком быстрая, движения все убыстряются, уже не просто вращение танцовщицы, а начинающий пугать вихрь, не просто прыжок – а вот будто девушку кто-то невидимый схватил и подбросил. (Дирижер Павел Клиничев с оркестром театра замечательно точно воспроизводят это незаметное нарастание тревоги – при все так же присутствующем чувстве легкого вроде бы веселья.) И вот когда Гуно отчетливо прописывает-таки Вальпургиеву ночь, и когда именно этот адский праздник звучит в оркестре – милые белоснежные девушки просто распускают волосы, прежде собранные в аккуратные балетные прически. И бегут уже с другими скоростями, и – смотрят иначе, с пугающим торжеством, и все те же несокрушимые баланчинские перестроения (когда каждая артистка встает на свое место без отклонений даже на пару сантиметров – тут отдельного аплодисмента заслуживает присланная Фондом Баланчина Дайана Уайт, работавшая с труппой) начинают казаться порядком практически военным, приготовлениями к нападению.

Все женщины – ведьмы, утверждает Баланчин. Вот в этих своих светлых платьях, с этими своими нежными чертами, аккуратными па – им секунды достаточно, чтобы проявить свою агрессивную сущность, и никаких там метел не надо. Они летают без помощи аксессуаров, просто потому, что могут – и горе тому, кто встанет на пути этой стаи. (Ну, Баланчин полвека руководил труппой, где главенствовали женщины, – ему лучше знать.) За секунду до финала мизан­сцена такова: эта легкая женская толпа собирается в правом углу, в левом является танцовщик – и балерина бежит к нему. Кажется, сейчас с ним случится что-нибудь нехорошее (ну, как в балете Джерома Роббинса, коллеги Баланчина по New York City Ballet, что на ту же тему «женского коллектива» поставил балет «Клетка» – мужчину там в буквальном смысле съели). Но танцовщик вдруг подхватывает балерину и возносит ее на верхнюю поддержку. Так замирают оба – и это счастливый финал: балерина торжествует, танцовщик правильно (с ее точки зрения) понимает свое место.

Занятно, что когда выпускалась премьера в New York City Ballet, костюмы были взяты «из подбора», и танцовщицы были одеты в разноцветные платья – желтые, голубые и розовые. Затем Каринска унифицировала цвет, чтобы обозначить вот эту слитность массы, которая в танцах у Баланчина никогда не бывает абсолютной, такой тотальной, как, например, в балетах Мариуса Петипа. Каринска увидела эту отсылку к древности, не столько к традиции исполнения балетной сцены в опере «Фауст» (что в «старой» Метрополитен в конце XIX века шла на фоне греческого храма), сколько к балетной традиции. К обычаям театров, где служат воздушные белоснежные балерины, которые иногда могут объединиться и тогда стать грозной силой.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»