Во вкусе час настал великих перемен… События

Во вкусе час настал великих перемен…

В ГМИИ имени А.С.Пушкина завершился XLI фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Вариации в свободном стиле»

Мероприятие, задуманное и воплощенное Святославом Рихтером и Ириной Антоновой впервые еще в 1981 году, всегда обладало ореолом элитарности у столичной публики: в доцифровую эпоху его сопровождали огромные очереди у касс, ныне же билеты раскупаются за считанные часы с момента начала продаж в Интернете. Именно «Декабрьские вечера» стали первым в СССР отечественным воплощением европейской фестивальной культуры с присущими ей рафинированным отбором исполнителей и концептуальной содержательностью программ. Особую тональность фестиваля задавало и место его проведения, ГМИИ имени А.С.Пушкина, словно бы «провоцирующее» на поиск параллелей между зримым и слышимым. Неизменный спутник каждого цикла «Декабрьских вечеров» ­– выставка, вступающая в диалог с музыкой.

«Лейттемы» выставок и фестиваля в целом организовывались, как правило, по монографическому принципу, вращаясь вокруг определенного имени или эпохи. Выставка «Бывают странные сближенья», сопровождающая нынешний фестиваль, эту линию с очевидностью нарушает. Куратор экспозиции Жан-Юбер Мартен особенно подчеркивает ее экспериментальность и разрыв с консервативной музейной традицией. Каждый зал посвящен преломлению одной темы в произведениях искусства разных эпох, а отсутствие экспликаций и развернутых этикеток словно бы побуждает зрителя к активному поиску аналогий и параллелей в духе «игры в бисер». Сочетание экспонируемых предметов подчас парадоксальное: так, статуэтка экзотических племен может соседствовать с ренессансной Мадонной, а демонстрация фрагмента кинофильма эпохи советского авангарда – с православной иконой. Задействованы оказываются все важнейшие архетипы искусства. Такой подход, безусловно, будит воображение зрителя, показывая сходства между различными эпохами и культурами. Вместе с тем идеология и само оформление выставки словно вступает в демонстративное противоречие с глубинным консерватизмом, на корневом уровне присущем Пушкинскому музею. Ощущаемый в залах конфликт между пространством и его наполнением вдохновляет далеко не всех посетителей, и проект получает весьма контрастные отзывы – от восторженного принятия до бескомпромиссной критики.

Концепция музыкальной программы фестиваля в полной мере соответствует духу выставки: каждый концерт – как один раунд интеллектуальной игры, раскрывающий определенный метаобраз.  Особый акцент в этих условиях – на современную музыку, хотя она и ранее занимала в программах «Декабрьских вечеров» весомое место. К примеру, отдельный вечер был посвящен спектрализму: программу «Пространство звука» из сочинений Госсена, Трибуки, Кана де Шизи и Гризе исполнил французский ансамбль Court-Circuit, созданный Филиппом Юрелем. Программа «Метаморфозы», представленная Юрием Башметом и «Солистами Москвы», включала в себя сочинения, в которых идея превращения была заложена в саму их концепцию. Здесь Шнитке соседствовал с Вустиным, а Рихард Штраус – с Кузьмой Бодровым. Наконец, завершал фестиваль концерт под названием «Движелище», провокативно сочетавший «Вечное движение» Паганини с «Механическим балетом» Антейла и «Музыкой для 18 музыкантов» Стивена Райха.

Эпоха барокко была представлена малоизвестными широкой аудитории композиторами: Хуаном Аранесом, Луисом де Брисеньо, Анри ле Байи и другими. Их собрал в одну программу прославленный французский ансамбль Le Poème Harmonique в партнерстве со знаменитым отечественным коллективом аутентичного направления – ансамблем Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Отдельный вечер был посвящен идеям на стыке геометрии и музыки, а именно – полифоническим сочинениям XX века: австрийский ансамбль Klangforum Wien «высказался» на эту тему через музыку А.Веберна, К.Штокхаузена, Д.Лигети, Б.Фуррера и К.Ланга. Столь значимый для европейской культуры ориентальный вектор был воплощен в программе «Хождение за три моря», сравнивающей преломление восточных архетипов в музыке Шостаковича, Стравинского, Дешевова, Равеля и Мориса Деляжа.

Сольные фортепианные вечера на общем фоне концептуальных поисков фестиваля воспринимались как оплот спасительного консерватизма. В исполнении Алексея Володина прозвучали циклы прелюдий Шопена и Шостаковича – как два разных взгляда на идею замкнутого музыкального круга. Программа выступления Жан-Эффлама Бавузе в целом была вполне традиционной для французского пианиста: во втором отделении прозвучала вторая тетрадь Прелюдий Дебюсси, первое же, помимо «Ночного Гаспара» Равеля и Ноктюрна Дебюсси, включало в себя малоизвестные пьесы Габриэля Пьерне и Абеля Деко. Определенный новаторский посыл скорее прослеживался в интерпретации пианиста. Бавузе стремился подчеркнуть в своей трактовке связь импрессионистов с фортепианным авангардом XX века, раскрывая тем самым новую грань исторической преемственности. Не все аспекты исполнения были бесспорно удачными, но в рамках обозначенной фестивальной концепции французский пианист был убедителен.

Представляется, что прошедший фестиваль вместе с сопровождавшей его выставкой стал своеобразной декларацией перемен, ожидающих в новую эпоху как «Декабрьские вечера», так и ГМИИ имени А.С.Пушкина, словно замерший в тревожном напряжении после ухода легендарной Ирины Антоновой. Любые перемены могут стать как точкой роста, так и началом упадка, но в любом случае – они рано или поздно становятся неизбежны, вопреки нашему стремлению продлить уютный и привычный порядок вещей.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»