Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Начиная с весны, музыка Рахманинова исполняется на сценах всей страны с особым рвением. Большой не остался в стороне: была организована выставка в Экспозиционном фойе театра, вечер романсов композитора с Молодежной оперной программой, концертное исполнение оперы «Алеко» и «Всенощного бдения». Празднование юбилея Рахманинова завершилось концертом на Исторической сцене: в программу вошли Вторая симфония и поэма «Колокола».

Выбор произведений неслучаен – оба они связаны с историей самого театра. Замысел Второй симфонии пришел Рахманинову в 1906 году – в то время он наводил свои дирижерские порядки в оркестре Большого. В 1914-м в московской премьере поэмы «Колокола» приняли участие солисты и хор театра. Эту «струнную» и «хоровую» симфонии роднит единение контрастов, поэтичность образов, способность будоражить публику и заставлять ее вслушиваться, затаив дыхание, в каждый поворот музыкальной мысли. Каким же было исполнение этих произведений?

В назначенный час оркестранты по-европейски безмолвно вышли на сцену. К ним присоединился дирижер Филипп Селиванов – и зазвучала Вторая. Селиванов увлеченно ткал музыкальное полотно этой симфонии. Многослойная фактура просвечивалась насквозь: отстраненные риторические вопрошания гобоя пытаются успокоить мягкие виолончели, трепет неугомонных скрипок предваряет пришествие грозной меди. Наибольшее впечатление произвела третья часть: одна за одной накатывающие волны щемящей темы кларнета и скрипок выстроились в один колоссальный прибой безбрежного моря рахманиновской нежности. Не давали вздохнуть динамические спады перед покорением новой вершины и проникновенное пианиссимо. А вот в кульминациях – и это касается, пожалуй, всей симфонии – хотелось прибавить силы звуку, чтобы наполнить им каждый уголок Исторической сцены.

Во втором отделении зазвенели «Колокола». К оркестру присоединился хор Большого театра и солисты Светлана Лачина, Бехзод Давронов и Андрей Потатурин. Написанное по стихотворению Эдгара По в переводе Бальмонта, пропитанное тревогой и ожиданием катастроф первой половины двадцатого века, сегодня это произведение звучит как-то по-особенному. Пышущая молодостью первая часть со вступлением хора обрушила на зал долгожданное фортиссимо. С ним пришлось сражаться Давронову: его округлый бархатный тембр иногда терялся в оркестровой и хоровой фактуре. Обволакивало надеждами на светлое будущее томное сопрано Лачиной. Пожалуй, в этом исполнении «Колоколов» текст поэмы отошел на второй план, как когда-то символизм По и Бальмонта в трактовке Рахманинова. Разве что исправно чеканил сталь траурного шествия баритон Потатурин. На этой части залитая кроваво-красным светом сцена начала меняться – и на финальных истаивающих в мажоре аккордах уже сияла небесно-голубым.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии