Волков бояться  – в театр не ходить События

Волков бояться  – в театр не ходить

В Москве проходит IV фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку»

За эти годы проект окреп и разросся: если в первый раз в афише значилось 27 спектаклей, то теперь 33 российских театра привезли 47 постановок. Кроме помощи Министерства культуры РФ фестиваль в этот раз поддержал и Фонд президентских грантов, для которого важны социально направленные акции.

Мы не моделируем искусственную реальность, а фиксируем процессы, происходящие в театральном пространстве России», – подчеркнул Георгий Исаакян, Президент Ассоциации музыкальных театров. Действительно, если «Золотая Маска» на данном этапе продвигает элитарный театр, то «Видеть музыку» предоставляет коллегам карт-бланш – театры могут привезти любое название на свой вкус. Что мы видим из афиши 2019 года? шестнадцать опер, в том числе три – современных композиторов: московские постановки – «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского и «Влюбленный дьявол» А. Вустина, и «Две королевы» А. Светличного, привезенные Иркутским музыкальным театром. Балетные вечера на музыку Стравинского, Прокофьева, а также свеженькая партитура В. Кобекина «Вешние воды», написанная для Саратовского театра оперы и балета. А еще фантазия балетмейстера Надежды Калининой на тему «Идиота» Достоевского на музыку П. Чайковского (продукция Омского музыкального театра).

В этом году некоторые театры были вынуждены по разным причинам показывать свои спектакли с привлечением сил столичных коллег. Калининградский музыкальный театр выбрал из своего репертуарного листа «Иоланту». Ее ставил Илья Ильин, режиссер «Геликон-­оперы», привлекший оттуда и постановочную команду – известных нам художников Татьяну Тулубьеву и Игоря Нежного, а также некоторых солистов. В Калининграде есть свой оркестр и хор, но в Москву он не приехал – оказалось, дорого. «Мы приехали за счет наших бюджетных средств. Зачем? Надеемся, что, возможно, после этих гастролей наши власти обратят на нас внимание», – призналась на пресс-конференции художественный руководитель театра Елена Альфер. Коллег блестяще выручили оркестр и хор «Геликон-оперы», благо в этом театре только что прошла премьера своей версии последней оперы П. Чайковского.

Не доехал до столицы и оркестр Алтайского государственного музыкального театра, что, к сожалению, в значительной мере испортило впечатление от мюзикла «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес» Лоры Квинт. Так как приглашенный коллектив, сопровождавший представление на сцене РАМТ, явно не вжился в материал, купировал аккомпанемент речитативных сцен. Так что вместо мюзикла зритель увидел драматическую пьесу Н. Денисова по роману Дюма с прекрасными вокальными номерами – лирическими, сатирическими, гротескными, с крепкой классической драматургией с лейтмотивами и смысловыми арками.

«Видеть музыку» – это фестиваль не только для взрослой аудитории. «Белый Клык» Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье» в постановке Ольги Фурман основан на знаменитой повести Джека Лондона о жизни и перерождении волка, которому пришлось увидеть много жестокости и насилия прежде, чем он попал к добрым и любящим людям.

С первых же нот зрителя завлекает таинственная густая атмосфера заснеженного леса. Но вот вдалеке слышится волчий вой. К этому стоит привыкнуть, так как спектакль наполнен всевозможными звуками природы: воем, рычанием, улюлюканьем.

В «Белом Клыке» уживаются разнообразные стилистические течения: здесь и индейские ритуальные кличи, и джаз начала XX века, и трогательная романтичная мелодия. Автор Анастасия Беспалова, ученица В. Кобекина, проделала огромную работу по изучению американской культуры. По ее словам, она разыскала настоящие индейские песни, и музыка той эпохи органично вошла в ткань партитуры, успешно сыгранной оркестром театра под управлением Аркадия Штейнлухта.

Оба исполнителя роли Белого Клыка – как Волчонка (Ольга Красных), так и Взрослого волка (Кирилл Павлов) – настолько вошли в образ, что даже их движения напоминают звериные. Когда Белый Клык теряет юношескую невинность и становится озлобленным монстром, в голосе Кирилла Павлова появляется надрыв, точно рисующий этот характер.

Но и за пределами главных персонажей нашлись яркие образы, сыгранные премьерами театра. Злодея Красавчика Смита, горбатого и хромого урода, блистательно сыграл Андрей Матвеев. Не принижая садизм своего персонажа, он всё же показал его страдание и неспособность что-то изменить. Ярчайшим моментом во всех сценах с индейцами стал ритуал общения с древними духами, где солировала Сауле Искакова, создав колоритный образ шаманки Клу-Куч. Зрители, затаив дыхание, слушали ее необычное, в духе горлового, пение под аккомпанемент барабанов. А с каким шармом по сцене разгуливала Овчарка (Елена Сушко). Любовная линия в этом сюжете была лишь намечена (либреттист – известный драматург Л. Яковлев), однако Сушко из проходного в целом эпизода сделала жемчужину.

Стилистика художественного оформления явно вдохновлена сибирской тундрой, благодаря работе народного художника Республики Тыва Начына Шалыка, и стала еще одной сильной стороной «Белого Клыка».

Кстати, театр «Зазеркалье» традиционно включает в фестивальную афишу несколько спектаклей. Второе название – «Декамерон» по новеллам Бокаччо, положенным на барочную музыку – мадригалы Монтеверди (аранжированные для барочного оркестра и солистов С. Кузьминым) и фрагменты произведений А. Корелли – в постановке Андрея Петрова вызвало разноречивые чувства.

Для спектакля были отобраны шесть новелл, все связанные темой любви – иногда мимолетной, иногда такой крепкой, что даже смерть не может ее прервать. «Декамерон» известен фривольностью духа, который главенствовал на сцене. И если бы спектакль ограничился лишь словесной частью, о нем можно было бы вспомнить со снисходительной улыбкой. Но постановщики сказали себе: «А не замахнуться ли нам на Клаудио нашего Монтеверди?», и похоже, что не смогли откусить от яблока. «Десять мадригалов» – это сильно сказано: скорее фрагменты из десяти мадригалов, приправленные стереотипными «турецкими» танцами (а ведь можно было позаимствовать мореску из окончания «Орфея» того же Монтеверди). Манера пения актеров явно выдает незнание барочного стиля и отсутствие итальянского произношения. На их фоне странно смотрелся камерный оркестр под управлением Егора Прокопьева в глубине сцены (которому почему-то не нашлось места под солнцем на финальных поклонах). Они там, понимаете ли, честно стараются соблюсти аутентичный стиль в духе Гардинера. Но между ними и певцами нет консенсуса, и потому все музыкальные фрагменты выглядели не совсем к месту.

Среди удач фестиваля – опера «Джанни Скикки» Пуччини, сделанная молодым режиссером Надеждой Бахшиевой с музыкальной командой Самарского театра оперы и балета. Минимализм декораций компенсируется проработкой мизансцен. В этом плане даже второстепенные персонажи, такие как Дзита (Наталья Фризе), Симоне (Андрей Антонов) и Спинеллоччо (Александр Бобыкин), смогли привлечь интерес публики за счет деталей, таких как характерная поза Дзиты «руки в боки», карикатурно пародирующая облик «взбалмошной итальянки». Выбор Василия Святкина, ведущего баритона театра, внес интересный акцент в образ Джанни Скикки – это скорее купец, нежели прохвост-Петрушка; бывалый человек, презирающий этих жадных, глупых родственничков.

В финале дирижер Евгений Хохлов, повернувшись лицом к залу, на чистом итальянском произнес слова монолога Скикки, перебросив арку к началу спектакля, когда маэстро проходил прямо через сцену в оркестровую яму. Точный коммуникативный ход, окончательно расположивший зрителей, уже и так готовых на овации солистам и оркестру, с воодушевлением, точностью и блеском сыгравшим партитуру Пуччини. Пусть к самарцам примкнули в этот вечер лучшие духовые силы московских оркестров – стремление показать себя в максимально выгодном свете и добиться высокого качества можно только поощрить.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди