Волнение и покой События

Волнение и покой

Антон Батагов дал сольный концерт в зале «Зарядье», где представил мировую премьеру своей музыки к пьесе Ивана Вырыпаева «Волнение»

Когда-то я ставил «Музыку для декабря» старшим детям: они, маленькие, засыпали под нескончаемую медитацию Антона Батагова, из которой вырос фильм Ивана Дыховичного. Потом были миниатюры для телеканала с зеленым шариком (телевизор еще смотрели), для другого канала, для третьего. Дети выросли; Батагов перестал выступать и стал писать музыку неприкладную. Впрочем, миниатюры длиной в несколько секунд, вошедшие в альбом «Контракт сочиняльщика», не утрачивают ни ценности, ни значимости, даром, что канала этого давно нет.

После бесконцертного ретрита, вернувшись пианистом, а затем играющим автором, Батагов не проявлялся как автор «служебной» музыки. Если бы не «случай, Бог-изобретатель», сценической премьеры музыки к спектаклю Ивана Вырыпаева «Волнение» ждать пришлось бы год – но вышло, как вышло. Звонок драматурга, пьеса, удивление и радость, и вот Батагов пишет 10-частную сюиту… которая прозвучала во втором отделении первого сольного его концерта в «Зарядье».

В первом Антон изящно обрамил глассовскую «Фигуру вдалеке/Пассакалью для фортепьяно», написанную специально для него, неочевидными пьесами Шуберта, у которых и названий-то нет. Шуберт был нежен и печально-покоен, а Гласс – невыразимо красив сдержанной красотой, и чтобы этим красоте и нежности дивиться, нужно ли знать, что Шуберт – любимый композитор Гласса, и что у них совпадают дни рождения?

«Зарядье» – замечательный зал, с прихотливой, но прекрасной акустикой. Прихотливость сработала не на тех, кто вслушивался в каждый звук, шедший с затемненной сцены: эпидемия зального кашля не оставляла публику с первых нот. Это, впрочем, прибавляло музыке драматичности и веса: казалось, она звучит поверх сдавленных взрывов. Но кашель был посрамлен, на что музыка внимания особого не обратила.

«Волнение» уже поспешили срифмовать с частыми обращениями замечательных наших композиторов к театру. Кажется, она существует наособицу. Она гармонична отдельно от спектакля (наверняка, и в спектакле более чем уместна), и саундтреком ее назвать трудно. Критик Юлия Бедерова очень точно назвала эту музыку «ламповой» – в лучшем смысле она является таковой, при том, что у Батагова нет, кажется, ни одной виниловой пластинки, и записывается он в цифровой студии, но воля и стремление создателя вдыхает в единицы и нули воздух, и они обретают вполне живую плоть. Эта музыка, чего бы ни касалась – чувств, географии, перемен смыслов (судя по названиям частей), – апеллирует к живому, а значит, к вечному, и в ней слышится все то, что слушаем мы, но слышен и голос Батагова, и, наверное, шепот Вырыпаева, ведь есть все-таки текст. И он невидимыми буквами проступает в слушателе.

Коду, в которой Батагов сыграл на бис фортепианное переложение вновь шубертовской песни «Du bist die Ruh» («Ты – мой покой»), очень было бы уместно сделать эдаким возвращением в стасис – но не выйдет. Потому что она называется «Ты – мой покой». И публика, слушая ее частично стоя, понимала эту апелляцию к Другому, кем бы он ни был, и явно испытывала волнение. Значит – жила.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории