Воодушевляющий романтизм События

Воодушевляющий романтизм

В апреле в Казани прошел VIII Международный фестиваль «Рахлинские сезоны», задуманный как парад дирижеров и солистов

Он стал особенным для Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и для его художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского, так как помимо традиционной сильной программы, один из концертов фестиваля в прямом эфире транслировался на весь мир европейским интернет-каналом классической музыки Medici.tv.

Пять дней фестиваля были музыкально насыщенными и интересными. Юный пианист Дмитрий Ишханов стал открытием первого вечера, которое записывало и транслировало радио «Орфей». Блистали скрипач Сергей Крылов, пианисты Лукас Генюшас и Павел Нерсесьян; дирижеры Кристофер Чен (Австралия–Китай) и Константин Чудовский (Россия–Чили) представили свои программы публике Концертного зала имени С. Сайдашева в первой половине фестиваля. Но его апофеозом, безусловно, стали два его последних концерта.

Для ГСО РТ проверкой на прочность стало 17 апреля, когда представители французского интернет-канала Medici.tv прибыли в столицу Татарстана для съемок четвертого концерта, в котором были заявлены произведения двух композиторов-романтиков – Эдуарда Элгара и Антонина Дворжака. Солировал немецкий виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт.

Для Госоркестра Республики Татарстан это не первый опыт. В 2014 году их знаковое выступление в Большом зале Московской консерватории записывал телеканал Mezzo: тогда с ГСО РТ выступил Денис Мацуев в Концерте № 2 Листа, а также прозвучала Первая симфония Рахманинова.

Тем не менее, напряжение витало в воздухе: ведь оркестр и виолончелист встречались впервые. Даниэль прилетел в Казань рано утром 16 апреля, сразу после двух, стоящих подряд, концертов в Испании и Англии. Усталость, казус в казанском аэропорту с документами на дорогой старинный инструмент – все эти неприятности, как ни старались, не испортили главного момента вечера, на который и был назначен прямой эфир.

Трансляция началась с Торжественного церемониального марша № 1 ре минор Элгара. Бравурная, блестящая, искрящая­­ся музыка прекрасно подошла для начала столь важного для оркестра концерта и настроила слушателей на праздничное и внимательное восприятие. Маэстро Сладковский словно парил за дирижерским пультом, воодушевляя музыкантов.

После марша музыка Элгара продолжила звучать. Но это уже был другой Элгар. Виолончельный концерт ми минор op. 85 относится к числу последних глобальных сочинений британского композитора. В отличие от праздничного марша это четырехчастное произведение наполнено серьезными переживаниями и глубокими размышлениями. Оно давно вошло в репертуар Даниэля Мюллера-Шотта. В апреле 2006 года на лейбле Orfeo у музыканта вышел диск с записью концерта. С тех пор он регулярно исполняет его с ведущими оркестрами мира. С Александром Сладковским и ГСО РТ у Даниэля первая совместная работа, и она оказалась очень удачной.


Маэстро Сладковский показал себя умелым драматургом, умеющим высветить выигрышные стороны сочинения и отвлечь внимание от слабых

Речитатив виолончели начинает повествование концерта Элгара. Безупречная техника, филигранность фразировок, тончайшие динамические нюансы, экспрессия чувств, четко контролируемая и дозируемая, не переходящая в неистовство, – так можно охарактеризовать игру Мюллера-Шотта в этот вечер. И, конечно же, изумительный звук виолончели, подчиняющейся исключительно воле музыканта. Все это в удивительном балансе с казанским симфоническим оркестром, с полным взаимопониманием солиста и дирижера. Естественно, что зрители не могли не оценить это исполнение. После продолжительных оваций Мюллер-Шотт на бис подарил российской публике «Спасибо большое» – единственные слова, которые он знает по-русски – и «Хабанеру» Мориса Равеля.

Во втором отделении в прямом эфире на весь мир состоялось премьерное для Казани исполнение Симфонии № 7 Дворжака. По словам Сладковского, Дворжак должен был быть и в первом отделении в виде виолончельного концерта, но Мюллер-Шотт предложил сыграть вместо него Элгара. Это кажется разумным, так как Дворжака в России виолончелист исполнял несколько раз (в 2008 году в Санкт-Петербурге и в 2014 году в Москве). Несмотря на то, что именно с победы в Москве на первом Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского началась его профессиональная карьера солиста, в России Даниэль не частый гость. Поэтому сыграть что-то новое из своего репертуара для российской публики, а не повторяться, выглядело логично.

Седьмая симфония Дворжака считается одной из самых драматических сочинений композитора. Созданная в 1885 году для дебюта композитора в Лондоне, она в наше время звучит гораздо реже двух последних симфоний. Некоторая диспропорция первых трех частей, сочиненных с подлинным вдохновением, и финала, более шаблонного по материалу, выдвигает определенные сложности для исполнителя. Но маэстро Сладковский показал себя умелым драматургом, умеющим высветить выигрышные стороны сочинения и отвлечь внимание от слабых. Седьмая Дворжака подвела финальную черту всему вечеру и прекрасно завершила трансляцию.

Финальный концерт фестиваля состоялся 20 апреля: его интригой стало участие любимого в России французского пианиста Люки Дебарга, чьи поклонники приехали из разных городов России, чтобы услышать его игру. Дебарг пришелся по вкусу российским слушателям во время участия в XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Он покорил своей непосредственностью и некоторой наивностью. С тех пор прошло несколько лет. Мастерство пианиста возросло и получило должную огранку, хотя ансамбль с оркестром по-прежнему остается не самой сильной стороной его творчества. Остается ощущение, что наличие партнера на сцене сковывает Дебарга, не дает раскрыться его индивидуальности.

Так вышло и в этот раз. Когда после аккуратно исполненного Первого фортепианного концерта Ф. Шопена наступил момент «бисов», Люка Дебарг преобразился и исключительно тонко, красивым туше сыграл три миниатюры: «Ностальгию» Милоша Магина, Баркаролу № 4 Г. Форе и Сонату ре мажор Д. Скарлатти.

Второе отделение было отдано Симфонии № 3 «с органом» К. Сен-Санса, где солировала органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая – безусловный мастер своего инструмента.

Хотя партитура не предъявляет сверхъестественных технологических сложностей, но требует понимания французского стиля, где легкость, шарм и изящество всегда соединены с рациональным подходом. Все это присутствовало в интерпретации Сладковского, который собрал довольно пестрый тематический материал симфонии в единое сквозное повествование.

В отличие от некоторых других исполнений Третьей симфонии, где партия органа бывает сильно завуалирована и даже практически не ощутима, в данном случае инструмент звучал явно, мощно и уверенно, обозначая вслед за замыслом автора лирические и героические кульминационные моменты. Орган тембрально идеально сочетался с оркестром, вплетаясь в симфоническую канву, при этом не разрушая основную идею сочинения и не превращая его в органный концерт.

Сладковский не случайно выбрал эту симфонию для последнего дня. Ее грандиозный финал-апофеоз оказался отличной завершающей точкой всему рахлинскому марафону. А благодаря трансляции радио «Орфей», чудесную музыку Сен-Санса смогли услышать во многих регионах России и вновь порадоваться успехам ГСО РТ.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.