Вопреки и благодаря События

Вопреки и благодаря

Вопреки всем сложностям пандемии XII Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева прошел с присущим ему размахом и в соответствии с традициями, заложенными 22 года назад.

Как всегда, первый тур соединил своим звучанием  три города мира – Гамбург (Германия), Лоуренс (Канзас, США), Москву (Россия). В нем приняли участие более 40 человек. Во втором туре выступили 20 участников из 10 стран мира, к третьему туру были допущены шесть.

По мнению специалистов и слушателей, следящих за развитием конкурса на протяжении всей истории его существования, Двенадцатый отличался ровным и очень сильным составом конкурсантов. В Калининграде сложный выбор победителей предстояло сделать следующему составу жюри: Винфрид Бёниг, председатель (Кёльн, Германия), Джэймс Хигдон (США), Ив Рехштайнер (Франция), Беньямин Ригетти (Швейцария),  Любовь Шишханова (Россия), Эрвин Вирсинга ( Нидерланды), Даниэль Зарецкий (Россия), Салтанат Абильханова (Казахстан).

Накануне прослушивания, председатель жюри Винфрид Бёниг выразил надежду, что главным в конкурсе будет не только дух состязательности, но и торжество Музыки. Действительно, выступления молодых музыкантов мира стали настоящим праздником органной музыки, которая была представлена произведениями, охватывающими огромный период – от эпохи барокко до наших дней.

Вера Таривердиева всегда подчеркивает, что ей интересно придумывать и делать то, что еще никто не делал. Именно таким, непохожим на другие, является ее любимое детище – органный конкурс имени Микаэла Тривердиева. Его форма, внутренняя драматургия «сочинена», продумана до мелочей, подобно особому произведению искусства. Состязательная часть, отличающаяся строгими профессиональными требованиями, сочетается в нем с такими запоминающимися неформальными традициями, как поездка всех участников на Куршскую косу, интересные, живые пресс-конференции в Валленродской библиотеке и фотографирование в интерьере прекрасного органа Кафедрального собора.

Особенностью является и то, что конкурс органистов «вписывается» в придуманный Верой Таривердиевой фестиваль «Орган+», одним из концертов которого он открывается. Все это придает событию не только культурный масштаб, но и «лица необщее выраженье».

Даниэль Зарецкий и Вера Таривердиева

В этот раз увертюрой калининградского этапа конкурса стала великолепная программа камерной музыки Микаэла Таривердиева, посвященная 90-летию композитора. Вокальные циклы исполнили солистка Большого театра Венера Гимадиева, солистка Московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая. Скрипач Александр Тростянский, виолончелист Рустам Комачков и пианист Алексей Гориболь, являющийся художественным руководителем программы, сыграли Фортепианное трио, ставшее последним сочинением композитора.

На традиционном концерте у Фридрихсбургских ворот перед третьим туром конкурса, блистательная солистка Михайловского театра, Метрополитен оперы Олеся Петрова (меццо-сопрано) в дуэте с Алексеем Гориболем исполнила глубокую, стилистически разнообразную программу «Любовь и жизнь женщины» из произведений Г. Малера, Р.Шумана, П.Чайковского, М. Таривердиева, В. Гаврилина, А.Чайковского, Л.Десятникова.

Церемонию закрытия и вручения премий провела известный журналист Фекла Толстая, интонация ведения которой очень соответствовала торжественно-непринужденной  атмосфере, в которой и прозвучали имена победителей.

Огромный и безусловный успех Елизаветы Бородаевой (I премия) стал подтверждением того, что наряду с со старейшими французской и немецкой школами исполнительства на органе, в России сформировалась своя национальная органная школа. Елизавета была удостоена также премии слушательских симпатий, диплома «За артистизм и создание яркого музыкального образа» от «Радио России».

Таривердиевский конкурс органистов открывает своим участникам и победителям путь в активную концертную деятельность. Этому способствуют многочисленные специальные премии, дающие право на сольные концерты в России и за ее пределами. Благодаря этому, Елизавету Бородаеву в сезоне 2022/2023 смогут услышать на летнем фестивале в Рурмонде (Нидерланды), в Домском соборе Риги, церкви Св. Михаила в Гамбурге, на фестивале «Бахослужение» в Калининградской филармонии, в Белгородской филармонии, Прокофьевском зале Музея музыки в Москве, в Малом зале Московской консерватории.

Елизавета Бородаева

Второй по востребованности из лауреатов оказалась американская органистка Кэролин Крейг, получившая специальные премии в виде сольных концертов в Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Красноярской, Пермской, Челябинской, Томской, Краснодарской филармониях, Кафедральном соборе Калининграда и Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

Премию имени Эрнста Теодора Гофмана «За лучшую интерпретацию романтической немецкой музыки» председатель Союза писателей Калининграда Борис Бартфельд вручил участнице конкурса Елизавете Лобановой (Россия). Специальную премию Арт-Ассамблеи и Капеллы «Таврическая» за лучшую интерпретацию музыки барокко и право сольного концерта в Таврическом дворце Санкт-Петербурга получил бразильский органист Габриэль Диссенья. Личной премии «Надежда Отечества» Георгия Бооса, стоявшего у истоков конкурса имени М. Таривердиева, удостоилась  Ольга Жукова (Россия). А своим призом «Вера, Надежда, Любовь» Вера Гориславовна Таривердиева еще во время прослушиваний на втором туре решила отметить молодого органиста из Польши Якова Копала.

Анализируя результативность международного конкурса имени М. Таривердиева, можно с уверенностью констатировать его огромный вклад в развитие органного исполнительства в мире. Но, не менее важен тот яркий след, который он оставляет в душе каждого участника. На итоговой пресс-конференции это прекрасно выразил дипломант конкурса Эйдан Хилл из США: «Оказавшись здесь, я вижу, насколько слитым является сообщество музыкантов-органистов. Здесь все не только в курсе того, что происходит в мире органной музыки, но и заботятся, поддерживают друг друга, а в дальнейшем не упускают из вида, следят за профессиональным развитием каждого. Все это позволяет мне надеяться, что никто из нас не выпадет из этого прекрасного круга. Мы принадлежим к такому сообществу музыкантов, которое стимулирует развиваться, а значит – нас ждет замечательное будущее».

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»

Opus 52: за сценой и немного баек События

Opus 52: за сценой и немного баек

Фестиваль новой музыки в Нижнем Новгороде собрал яркий международный состав

В поисках души События

В поисках души

Урал Опера Балет открыл сезон премьерой «Набукко»

«Спартак» на новом поле События

«Спартак» на новом поле

Шестой фестиваль «Видеть музыку» открылся балетом Хачатуряна «Спартак»