Вопреки эпидемии События

Вопреки эпидемии

Серией декабрьских показов «Ариоданта» в Большом театре «Золотая Маска» открыла новый конкурсный сезон

Спектакль номинирован в четырех разделах, но фактически конкурирует в трех: лучшая опера, работа дирижера (Джанлука Капуано) и женская роль (Екатерина Воронцова/Ариодант). Исполнитель партии Полинесса француз Кристоф Дюмо, заявленный в номинации «мужская роль», в текущем блоке не участвовал, что автоматически исключило его из конкурсного марафона.

В итоге на протяжении пяти спектаклей в образе коварного злодея выступили два других приглашенных контртенора – украинец Юрий Миненко (8, 10 и 12 декабря) и француз Поль-Антуан Бенос-Джиан (9 и 11 декабря). Первый выглядел свободнее и увереннее: партия давно впета и обкатана на сценах Штутгарта, Парижа, Бордо, Тулузы, Гренобля, Кельна, Гамбурга. Разными получились и актерские трактовки: в исполнении Миненко антагонист предстает изощренным безумцем, тогда как у Беноса-Джиана – это истеричный нарцисс, чему не в последнюю очередь способствовал холодноватый резкий тембр певца.

В партии Ариоданта в условном «первом составе» выступила опытная ирландская меццо-сопрано Паула Муррихи, во «втором» (именно его смотрело жюри 9 декабря) – номинированная на премию, молодая солистка Большого театра Екатерина Воронцова. Для обеих июльская премьера стала дебютом в этой партии. Обе выглядели роскошно и в своей зимней сессии.

Полинесс — Поль-Антуан Бенос-Джиан, Гиневра — Анна Аглатова

Режиссер-постановщик Дэвид Олдэн, сделавший перенос своей версии 1993-го года из Английской национальной оперы, в программных интервью накануне московской премьеры высказывался, что для него «Ариодант» в Большом театре не столько перенос, сколько постановка собственного спектакля в новом контексте, на сцене другого театра, с другими музыкантами. И подчеркивал нацеленность на вовлечение, прежде всего, молодых исполнительских сил ГАБТ. В точном соответствии с этим «заветом», декабрьские показы зафиксировали два дебюта в женских партиях – Анны Аглатовой (Гиневры) и Гузели Шариповой (Далинды). Обе работы были убедительны, не проигрывая снайперским трактовкам Альбины Латиповой и Екатерины Морозовой в «первом составе».

По сравнению с премьерой были введены и некоторые другие обновления каста. Басовую партию Короля Шотландии пригласили исполнить опытного интерпретатора барочной музыки итальянца Луиджи де Донато (8 и 10 декабря) и молодого уроженца Боливии Хосе Кока Лоса (9, 11, 12 декабря). В данном случае, симпатии публики оказались на стороне мастерства зрелости.

Не останавливаясь подробно на других содержательных сторонах спектакля (тем более, что они уже становились предметом рецензии на страницах «Музыкальной жизни» № 7–8, 2021), хочется заметить, что главная ценность этого спектакля, видится, именно в его традиционности. В контексте все более накрывающей эпидемии спектаклей-однодневок, «Ариодант» Большого театра становится очередным доказательством, что в руках глубокого и тонкого музыканта, каким предстал дирижер, знаток барочной музыки Джанлука Капуано, классика вовсе не нуждается в насильственной актуализации и следовании сиюминутным трендам. Созвучность сегодняшнему дню заключается, прежде всего, в свежести и таланте музыкального прочтения. Разумеется, если режиссер ведет столь же бережный и умный диалог с традицией, как Дэвид Олдэн.

Оперный блок фестивальной афиши продолжится в январе спектаклями «Любовь к трем апельсинам» Пермского театра оперы и балета (13 января, МАМТ) и «Свадьба Фигаро» Театра оперы и балета Воронежа (15 января, МАМТ).

Коварство, любовь и Гендель

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition

В Рыбинске появилась собственная филармония События

В Рыбинске появилась собственная филармония

В гала-концерте открытия участвовал Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр