Воспитание музыкой Книги

Воспитание музыкой

Переиздана самая авторитетная книга в российской джазовой библиографии

Джеймс Линкольн Коллиер представляет классический взгляд на музыку, на искусство и на развитие человечества. Он не преуменьшает значение и талант модернистов, но «свежая» идея зачеркнуть, отменить мастеров прошлого в голову ему не приходила. Том «Становление джаза» вышел в Соединенных Штатах в 1978году, у нас появился в 1984-м. Видимо, убедившись в качестве текстов, в СССР выпустили и другие работы Коллиера – «Дюк Эллингтон» и «Луи Армстронг. Американский гений». Реальным «конкурентом» «Становления джаза» воспринималась лишь очень качественная, но очень лаконичная «История подлинного джаза» Юга Панасье(«Музыка», 1978), но в реальности эти книги дополняли друг друга.

Коллиер расписывает эпохи и этапы, его герои – звезды мирового уровня: Луи Армстронг, Чарли Паркер, Джанго Рейнхардт, Дюк Эллингтон. Эти музыканты вызывали восторг у нескольких поколений и поднимали музыку выше бытовых нужд. Автор вписывает предмет своего труда в мировой культурный контекст – по этой причине книга не устарела. Коллиеру в июнеисполнится 96 лет, и, конечно, он написал много всего другого, включая работы по джазовому образованию детей, что естественно, ведь классический джаз практически не имеет негативных коннотаций – это царство естественных чувств. Можно даже сказать, что книги Коллиера заняты джазовым воспитанием, они органичны и убедительны, они создают гармонию между яркими эмоциями и точной терминологией.

Но новое издание обложкой уже заявляет, что времена изменились. Вместо Армстронга и Эллингтона на ней Телониус Монк и Говард МакГи, а лихой шоумен Диззи Гиллеспи перекочевал с торца суперобложки на  её заднюю сторону. Джазмены были всемирными поп-звездами, оставаясь великими новаторами, вдохновляя писателей и юмористов. Армстронг, допустим, сейчас не такая звезда, как в 1970-х, Монк же – великий пианист, но не медийная фигура первой величины, на его месте могли бы быть многие.

Книге всегда ставили в укор ее американоцентричность. Думается, что от западного автора трудно ждать иного подхода, да и джаз придумали там. Зато хороши дополнения – развернутый словарь специальных терминов, библиография, именной указатель. Подход автора ценен тем, что он не думает о проблемах модернизма, а просто «не забывает» о серьезных музыкантах. Панасье же, кстати, полагал, что нововведения середины прошлого века «подлинным» джазом не являются. Многие специалисты,конечно же,будут против, но для большинства обычной публики это мнение понятно. А с книгой Коллиера останется ее основная черта – уверенность в том, что она говорит про нечто необходимое людям и абсолютно позитивное.

Дж.Л.Коллиер «Становление джаза» Кабинетный Ученый, Москва-Екатеринбург 2023 544 стр.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи