Воспитание театралов События

Воспитание театралов

Завершился фестиваль «Страна–Театр–Школа»

С последней декады марта Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры РФ проводился Второй Всероссийский Фестиваль для детей и молодежи «Страна–Театр–Школа». Этот форум объединил участников школьных, самодеятельных театров из разных городов и учебных заведений, предоставляя возможность показать свои достижения сначала, на этапах начальных туров, на сценах театров в своих регионах, а в финале – исполнить свои постановки в Москве, где итоговый смотр прошел в Детском музыкальном театра юного актера. Каждый год фестиваль охватывает определенные регионы, на этот раз фестиваль объединил коллективы Пермского края, Иркутской и Ярославской областей. В канун Международного Дня защиты детей состоялось торжественное закрытие форума и подведение его итогов. Важнейшим из которых стало понимание того, что ряды новых поколений ценителей театра с каждым годом, с каждым таким фестивалем, будут пополняться. Участие в школьных постановках не означает, что каждый их участник свяжет свою жизнь с искусством. Но раскрепощенность и артистизм, воспитываемые на сцене, существенно помогут им найти себя и свое место в жизни.

Вышедшие в финал детские театральные коллективы показали в финале очень разные и яркие работы, каждая из которых была удостоена дипломов и специальных призов.

Высшей награды – Гран-при фестиваля – удостоился спектакль «Капустный рай» по пьесе Михаила Бартенева Театрального объединения «Родничок» города Ангарск Иркутской области. Эта постановка Тагира Хамитова уже была награждена на других фестивалях, а на этом получила еще и диплом лауреата в номинации «Лучшая режиссура». Юные артисты артистично и увлеченно рассказали динамичную и веселую историю о семье, любви и дружбе.

Не менее трогательным был и спектакль «В поисках радости» иркутской Образцовой театральной студии «Зеркало», который удостоился диплома лауреата в номинации «Лучшее художественное оформление». Юные артисты обратились к важным жизненным темам, эту пьесу Виктора Розова ставили крупнейшие отечественные театры, а в главных ролях блистали Сергей Юрский, Олег Табаков и многие другие звезды театра и кино. Конечно, в рамках любительского спектакля были отражены лишь некоторые сцены из пьесы, но и в таком варианте сложился интересный и смелый замысел. Серьезные темы поиска смысла жизни и достижения целей очень искренне прозвучали в исполнении юных артистов.

Дипломы лауреатов присуждались в различных номинациях, и каждая из этих наград была высокой оценкой мастерства актеров и постановщиков. Помимо жюри из опытных профессионалов, работы участников оценивало детское жюри, присудившее свой специальный приз. Членами детского жюри стали юные артисты из детских театров Москвы. Их дипломом «Дети выбирают» был удостоен спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде» Народного театра миниатюр «Чапля» города Шелехов Иркутской области. «Взрослое» жюри наградило этот спектакль дипломом лауреата в номинации «Лучший актерский ансамбль». Народность сюжета, почерпнутого Пушкиным от своей няни, Арины Родионовны, в детской постановке театра «Чапля» подчеркнуто жанровой направленностью, выбранной коллективом. Каждая их работа – это фольклорное действо, а объединение лубочного сюжета Пушкина с национальным почерком коллектива и неповторимой детской непосредственностью, – все это создавало прямо-таки сногсшибательное впечатление.

“Сказка-о-попе и работнике его Балде” Народного театра “Чапля”

Нашлись в фестивальной палитре и настоящие самородки, которым были присуждены дипломы за актерское мастерство. Так жюри выделило юных актеров Валерия Поповичева из театра «Чапля» за роль в спектакле «Сказка о попе и работнике его Балде» и Даниила Уварова за роль в спектакле «Шукшин. Рассказы» Творческого объединения «Люди» Детской музыкальной школы города Лысьва Пермского края. В этой работе замечательно проявили актерский талант все артисты, и постановка в целом выделялась невероятно зрелой стройностью, гармонией и цельностью каждой сцены. Потому и была удостоена лауреатского диплома в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Столь же органично и по-взрослому сыгранно смотрелась яркая и колоритная композиция «Пасха» театральной студии «Вдохновение» средней школы Борисоглебского района города Иваново, получившая диплом в номинации «Литературно-музыкальная композиция». А юные артисты Детской театральной студии «Балаганчик» города Александровск Пермского края эффектно перенесли на театральную сцену поэтические образы знаменитой книги о Маугли Редьярда Киплинга. Их яркий и зрелищный спектакль «Закон джунглей» удостоился награды за лучшую хореографию.

Еще три коллектива получили почетные дипломы как участники финала – это пермская Театр-студия «Качели», а также приехавшие из Ярославской области школьный театр «Радость» школы деревни Мокеевское и театральная студия «Глобус» средней школы поселка Дюдьково. Работы этих коллективов демонстрировали, насколько всеохватным и общедоступным может быть театральное движение, и как показательно, что и в крупных городах, и в небольших центрах детям предоставляются равные возможности реализовать себя в школьных театрах.

Помимо лауреатских наград и дипломов участники фестиваля получили не менее ценное для артистов творческое общение. Разумеется, юные актеры общались между собой во время подготовки к выступлениям и в течение обширной экскурсионной программы, которую подготовили гостям Москвы организаторы. Но важнейшей частью этого неформального творческого процесса стал Круглый стол, на котором все участники финала фестиваля смогли пообщаться с членами жюри. Обсуждался и каждый спектакль отдельно, и фестивальная программа в целом, и даже перспективы как любительского театрального движения, так и профессионального искусства театра. Итогом этой встречи стали слова основателя и художественного руководителя московского Детского музыкального театра юного актера, профессора ВГИКа Александра Федорова: «Каждый, кто увлечен театром, становится человеком особым: думающим, темпераментным, творческим. Пускай не многие из вас выберут театр своим призванием, но, несомненно, ваши работы в театральных студиях сделаю вас более собранными, энергичными, работоспособными. И, конечно, вы научитесь любить и понимать этот огромный пласт культуры под названием – театр.»

Еще один образовательный проект в рамках фестиваля проводился в Театре имени Наталии Сац. «Школа юного театрального блогера» в очередной раз собрала на свои лекции и практикумы юных блогеров для освоения ими такого специфического контента, как музыкальный театр. Ведь зачастую не только подростки и старшеклассники, но и взрослые, называющие себя блогерами, если и обращают свое внимание на события в театральном мире, то оценивают их столь неумело и нелепо, что не то, что для специалистов, но даже для мало-мальски просвещенных людей такие высказывания становятся неинтересны. «Школа юного театрального блогера» направлена на пополнение тех понятийных и оценочных суждений, которые позволят со знанием предмета рассказать об увиденном в театре. И сделать это ярко, понятно, в общем, так, чтобы новым зрителям захотелось, как и самому блогеру, прийти в театр.

Своим опытом делились опытные мастера блогосферы. Выпускница факультета медиа технологий Высшей школы экономики Юлия Панасенко провела практикумы по монтажу видео в сети ВКонтакте и составлению текстовых постов на этом ресурсе. Отдельный мастер-класс был посвящен созданию видеоклипов на платформе ВКонтакте и, как признавались слушатели Школы, они смогли открыть для себя много новых возможностей этого ресурса. Пианистка, журналист и блогер Ксения Кутулас работала со школьниками над стилистикой текстовых материалов для сети Телеграм, и это были именно те практикумы, которые позволили юным блогерам рассказывать о театре не на бытовом уровне, а применяя профессиональные оценочные категории и делать, тем самым, свои публикации интересными гораздо более широкому кругу читателей. Практический мастер-класс провела известная блогер, автор топового блога «Scope» на платформе Яндекс.Дзен Нина Бенуа. А театровед, редактор сайта «Недоросль» Катерина Антонова обсуждала со слушателями Школы театральную терминологию и способы описания спектаклей на самых живых примерах закулисья Театра имени Наталии Сац – проведя школьников по репетиционным аудиториям и пообщавшись с артистами, а также показав детям гримерный и художественный цеха. Такое погружение в театральную специфику, по признаниям самих школьников, стало одним из самых ярких и незабываемых впечатлений.

Подводя итоги всему фестивалю, члены жюри и все его участники были единодушны в том, что важнейшей идеей любительского театрального движения становится повышение общей культуры юного поколения и воспитание мыслящих, креативных, творческих людей, которые в будущем станут постоянными и образованными театральными зрителями. Этим задачам и служит фестиваль «Страна–Театр–Школа».