«Воспоминания о дорогом месте» События

«Воспоминания о дорогом месте»

К 20-летию Молодежного симфонического оркестра Поволжья

Молодежный симфонический оркестр Поволжья, созданный в 2002 году в Тольятти, – первый в России молодежный симфонический оркестр «сессионного типа». За 20 лет он стал для молодых талантливых музыкантов из разных регионов страны своеобразным социальным лифтом в большую профессиональную жизнь. Из более тысячи участников сессий, сотни сегодня работают в ведущих оркестрах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Самары, Ульяновска, Саратова, Рязани и многих других городов.

В этом году из 250 человек, подавших заявки на участие в оркестровой академии, приглашение получили 150. Работа здесь всегда идет круглосуточно: ежедневно по две-три оркестровых репетиции на разных площадках, занятия по группам, камерными составами, мастер-классы, самоподготовка.  В рамках Фестиваля оркестровых музыкантов «Классика Open Fest» участниками даны десять концертов в трех городах Поволжья – Тольятти, Самаре, Димитровграде.

Наблюдая атмосферу, отношения участников изнутри, у меня появилось ощущение, что я вижу перед собой огромную многодетную дружную семью, которая съехалась на большой семейный праздник.

У этой семьи три безусловно уважаемых всеми «родителя»: основатель, идеолог и директор Молодежного симфонического оркестра Поволжья Лидия Валентиновна Семенова, неизменный главный дирижер, профессор Московской консерватории Анатолий Абрамович Левин и дирижер Владимир Борисович Неймер – профессор Государственной консерватории Узбекистана, дирижер Национального симфонического, молодежного и юношеского оркестров Узбекистана, которого не стало в конце 2021 года. Концерт, посвященный памяти Неймера, был подготовлен с чувством глубокой благодарной памяти о любимом Маэстро.

Идеология МСО Поволжья базируется на нескольких оригинальных идеях, отличающих его от других молодежных оркестров. Первая, по сей день уникальная, – сделать оркестр площадкой для подготовки не только оркестровых исполнителей, но и молодых дирижеров. Путь дирижеров-стажеров МСО Поволжья прошли самые яркие представители молодого поколения российских дирижеров, работающие сегодня с лучшими отечественными и зарубежными оркестрами.

Ученик В. Б. Неймера Азиз Шохакимов, обладатель второй премии Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера, является руководителем Страсбургского филармонического оркестра. Здесь состоялся дирижерский дебют Валентина Урюпина, лауреата не только Малеровского конкурса, но и Конкурса дирижеров имени сэра Георга Шолти. Стремительно развивается карьера Тимура Зангиева, в настоящее время активно сотрудничающего с театром Ла Скала.

На летних академиях МСО Поволжья наставники сумели «услышать» индивидуальность каждого. Так, совсем юному, четырнадцатилетнему, Максиму Емельянычеву Анатолий Абрамович Левин предложил продирижировать Симфонию № 11 Моцарта из-за клавесина, как было принято в моцартовские времена. Это стало первым знакомством юного музыканта с историческим исполнительством. Впоследствии он изучал игру на клавесине и хаммерклавире в Московской консерватории, стал лауреатом конкурса пианистов-дирижеров имени Ганса фон Бюлова в Майнингене (Германия), конкурса клавесинистов в Брюгге (Бельгия), а сегодня является руководителем Шотландского камерного оркестра.

В связи с юбилеем был сформирован фестивальный состав оркестра из участников-«ветеранов». Приехали и звездные воспитанники-дирижеры. Это была радостная встреча тех, кто когда-то встретился и подружился в Тольятти. А для новичков, которым посчастливилось играть в этом составе наравне с «монстрами», гала-концерт, посвященный 20-летию МСО Поволжья, стал просто незабываемым событием.

Прозвучавшие в самом начале «Размышление» и Скерцо из цикла «Воспоминание о дорогом месте» П. Чайковского, уже самим названием очень символично выражали общее настроение. Солировала  любимица оркестра – блестящая скрипачка Елена Корженевич. Тимур Зангиев деликантно, интеллигентно управлял сентиментальными волнами музыки, красиво, бережно «завязав узелок» последнего звука, словно на память. Он же завершил концертную программу. В первой сюите вальсов из оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса передача детализированной романтичности настроений сочеталась с волевой целеустремленностью дирижера к подчинению непростой, несколько «многословной» формы произведения.

Кларнетист Артем Ванян, открывшийся в камерных программах как невероятно талантливый яркий солист, был достойным партнером Валентина Урюпина в Концертштюке № 2 для двух кларнетов Ф. Мендельсона.

Потрясением стало исполнение хореографической поэмы «Вальс» М.Равеля. То, что делал в этом произведении Валентин Урюпин, можно сравнить с магией. Казалось, оркестр в руках дирижера был и палитрой, и холстом. Он, подобно художнику, «смешивал» руками оркестровые краски, движением кисти добавляя в них «ароматы» трав, моря, ветра, «разгоняя» энергетику звучания и воображения слушателей до потери ощущения реальности. Казалось, что и сам оркестр – часть тех живых картин, которые рождала воля дирижера из музыки Равеля. Это было какое-то абсолютно завораживающее действо!

А когда Анатолий Абрамович Левин дирижировал «Петрушкой» Стравинского, стало абсолютно понятно, что именно этот дирижер способен чувствовать, понимать и аккумулировать энергию молодых музыкантов. Такого современного ощущения партитуры еще не слышала. От увлеченности, азарта исполнителей, лица которых сияли от удовольствия совместного музицирования,  в ритмах, штрихах, акцентах, жестах «Русского танца», темы «Вдоль по Питерской»  вдруг неожиданно и свежо проступали роково-рэповые звучания современной улицы. Они словно «присвоили» себе музыку, стряхивая с нее нафталин классики. Это было невероятно заразительно и настолько ярко, что даже трагедия Петрушки несколько смягчилась.

А с основным составом МСО Поволжья работали на этой юбилейной сессии сразу семь дирижеров-стажеров. Двое из них – представители уникальной школы симфонического дирижирования учителя Тимура Зангиева Тамерлана Хосроева из Владикавказа.  Дане Муриевой 22 года, она еще учится на факультете симфонического дирижирования в Московской консерватории у А. Левина, но уже выступала  с оркестром Мариинского театра и многими другими коллективами. Хетагу Тедееву всего 26 лет, он выпускник Санкт-Петербургской консерватории (класс профессора Ю. Симонова), лауреат Всероссийского конкурса дирижеров. Весной этого года стал новым дирижером театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Александр Маринеску (Кишинев – Санкт-Петербург) – выпускник Московской  консерватории  по классу флейты, солист-регулятор  оркестра Мариинского театра. Антон Павловский (Уфа – Москва) – выпускник Московской консерватории по классу виолончели, долгие годы работающий концертмейстером группы виолончелей в Госоркестре имени Е. Ф. Светланова. Не первый раз участвует в сессии МСО Поволжья выпускник Московской    консерватории по классу симфонического дирижирования Антон Лемехов. Еще один выпускник Московской консерватории, Павел Романенко, имеет большой опыт оркестровой работы в качестве концертмейстера группы альтов в ГАСО под руководством Павла Когана и оркестре Московского театра «Новая Опера». В 2021 году музыкант создал и возглавил Московский оркестр «Новая камерата».

Федор Безносиков – выпускник, а ныне преподаватель по классу скрипки Московской консерватории, учится на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Ф.Коробова и работает ассистентом дирижера в театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Он впервые участвовал в сессии и поделился своими впечатлениями: «Я такой концентрации практики не встречал нигде! Каждый день молодой дирижер имеет возможность выходить к пульту, проявлять свою творческую инициативу, индивидуальность в работе с оркестром. Это  уникально».

Еще одна отличительная особенность тольяттинского проекта состоит в том, что камерное и оркестровое музицирование в программе сессий – это сообщающиеся сосуды. Уровень ансамблевой культуры формируется и в оркестровых репетициях, и в работе над камерными сочинениями. И именитые дирижеры-выпускники, и все дирижеры-стажеры – «играющие тренеры». Они не только стоят за пультом, но и показывают высший класс как камерные музыканты.

Из десяти концертов – четыре камерные. Выбор музыки – пространство свободы. Играют то, что нравится, что хочется исполнить со своими товарищами. Репертуар интересный, не банальный. Выступать рвутся все! Как говорит Лидия Валентиновна, «их не остановить»! Все ансамбли складываются прямо здесь, буквально одна-две репетиции – и на сцену. А сыгранность фантастическая! Словно эти дуэты, трио, квартеты и т.д. существуют много лет. В этом году в камерных концертах приняли участие более 80 музыкантов.

Анатолий Абрамович Левин считает самым важным и ценным достижением за эти 20 лет то, что ребята хотят сюда возвращаться вновь и вновь. «А еще, – говорит он, – за 20 лет у нас в Тольятти появилась своя публика. Я иду по городу, захожу в зал и со мной здороваются незнакомые люди: “Приехали? Добро пожаловать! Знаете, мы на все ваши концерты ходим, а слушать  Урюпина ездим даже в Самару!” Они знают многих наших ребят с детства. После концерта Макса Емельянычева иду по фойе и слышу реплику: “А он с самого начала был такой, необычный, ни на кого не похожий мальчик!”»

Лидия Валентиновна Семёнова безгранично предана своему детищу, но и неистощима на новые идеи. В год 20-летия Молодежного симфонического оркестра Поволжья она придумала еще два сессионных оркестра.  С 22 июля по 7 августа прошла сессия Русского молодежного оркестра Поволжья (руководители – Василий Кормишин и Михаил Тоцкий), а с 12 по 27 августа (в параллель с симфонистами!) началась сессия Джазового молодежного оркестра Поволжья (руководитель – руководитель детского биг-бенда джазовой школы имени К. Назаретова и музыкальный руководитель муниципального джаз-оркестра К. Назаретова в Ростове-на-Дону Андрей Мачнев).

Как опытный проектировщик она точно вычисляет момент, способствующий реализации своих грандиозных идей. Расширение рамок оркестровой академии на Волге приурочено к двум крупным событиям 2022 года – проведению в Российской Федерации Года народного искусства и культурного наследия народов России и 100-летию российского джаза.

Когда я спросила, что бы Максим Емельянычев хотел пожелать любимому Молодежному симфоническому оркестру Поволжья, он сказал: «Я хочу пожелать … чтобы у меня получилось вернуться сюда вновь!»

Я не сомневаюсь, что с этой мыслью уедут из Тольятти и участники теперь уже всех трех молодежных оркестров.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»