Вот так сюрприз! События

Вот так сюрприз!

В зале «Зарядье» представили постановку оперы «Евгений Онегин»

«…Никак не ожидали», что спектакль, близкий к идеальной картине оперного мира, нам посчастливится увидеть не в одном из многочисленных российских оперных театров, а в зале «Зарядье». Такого высокого уровня исполнительского мастерства и качества режиссерской концепции, как это было в «Зарядье» на «Евгении Онегине» Чайковского, сегодня почти нигде нет: наличие одной или двух прилично поющих звезд на спектакль в театрах уже считается удачей. Целиком сильный состав, от Зарецкого до Татьяны, – нонсенс и большой сюрприз.

Успех «Онегина» лишний раз доказывает эффективность контрактной системы, по которой давно работают все ведущие мировые театры. Ключевая проблема русского «театра-дома» со штатными солистами в том, что певцы вынуждены в немалом количестве петь самый разнообразный репертуар, а это быстро изнашивает голоса. Артистов с явными проблемами уволить из штата непросто, поэтому зачастую их ставят на маленькие партии. А чем это чревато? Взять того же «Онегина» – все, даже небольшие роли, крайне важны. К примеру, Чайковский написал квартет, когда к дуэту Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы?», выразительно и стильно исполненному в этот вечер Еленой Стихиной и Екатериной Сергеевой, присоединяются Ларина и няня Филиппьевна с воспоминаниями о прошлом, суть которых слушателю обычно редко удается уловить. Благодаря прекрасно и внятно звучавшим голосам Анастасии Бибичевой и Светланы Шиловой этот ансамбль не «смялся», получился без всяких текстово-смысловых потерь. Каждая из певиц выстраивала образ своей героини через индивидуальные особенности тембра, в чем их соответствующими мизансценами поддержал режиссер Алексей Смирнов. В тембре Анастасии Бибичевой есть ощущение «закаленной стали» – такой и получилась барыня Ларина. Теплота и мягкость голоса Светланы Шиловой, ее удивительное актерское обаяние изумительно подходили той музыке, которую Чайковский создал для партии няни с простодушными, не «проходными», а очень даже красивейшими мелодиями. В таком ключе можно сказать и о том, как спела партию Ольги Екатерина Сергеева: недавно в «брючных» партиях из глинкинских опер в Большом театре она оставила о себе неоднозначное впечатление, а здесь звучала великолепно, и «контральтовая» Ольга, действительно, была в меру самоиронична, беззаботна и шаловлива.

 

Спектакль оказался до такой степени наполненным музыкальными и актерскими подробностями, что хотелось непрерывно все конспектировать. Удачно в первом действии обыгрывалась книжечка, сюжетом которой зачитывается Татьяна: колоритно и каждая по-своему на нее как «символ» реагируют сестра Ольга и мать Ларина. Подобный символизм, раскрывающий тему иллюзорного восприятия мира, приобретают не совсем привычные для образа Онегина очки – Владислав Сулимский снимает их только в сцене дуэли, что срабатывает довольно сильно.

Реакции и мимика героев – главный и мощный режиссерский инструмент в этом спектакле. Если привести еще пример, Онегин пренебрежительно машет рукой, когда Ленский начинает ариозо «Я люблю Вас», что уже определяет эгоистичный характер его образа. Владислав Сулимский пеопартию Онегина в разных постановках, хотя нельзя сказать, что тип его голоса для этой музыки идеально подходит: так же, как и у всех остальных участников этой премьеры, у него явно есть готовые решения на разные режиссерские «случаи». На сей раз он представил скорее пародию на «лондонского денди», обернувшуюся трагедией его жизни, которую искренне и впечатляюще переживал во время звучания знаменитого полонеза, переосмысленного в спектакле. Вопреки ожиданиям, бал у Гремина еще не начинается, и напряженная тема средней части полонеза, которую мощно вели низкие струнные МГСО, к такой интерпретации вполне располагает.

Достойно спел партию Ленского тенор Алексей Татаринцев, хотя в его верхнем регистре иногда вдруг проскальзывали «характерные» тембровые краски и пение на пиано аккуратным получалось не всегда. Многие меломаны потом, сравнивая, вспоминали образ Ленского, сегодняшний идеал которого в знаменитом спектакле Дмитрия Чернякова сумел создать Богдан Волков. И была в том спектакле еще одна важная деталь: на предсмертный текст арии Ленского демонстративно никто не обращал внимания, продолжая убирать со стола после отшумевших именин Татьяны. Никто, кроме одной старушонки, которая по задумке режиссера постепенно проникалась глубокими переживаниями и болью этого героя, горько заплакав на драматической кульминации «Желанный друг, приди, я твой супруг», которую Алексей Татаринцев, напротив, спел восторженно и страстно.

 

Дирижер Иван Рудин представил уверенное и стройное звучание оркестра, в режиме реального времени по-музыкантски точно регулировал динамику и выверял баланс оркестровых групп и солирующих инструментов, чутко взаимодействуя с певцами. Его большая заслуга – довольно медленные темпы. В наш «скоростной» век это уже становится дискуссионным вопросом, но в партитуре Чайковского даны преимущественно именно медленные темпы, даже в хоре «Уж как по мосту, мосточку»: спасибо «Мастерам хорового пения» под руководством Льва Конторовича за красивое звучание и четкую дикцию.

В этом исполнении «Онегина», кроме прочего, чувствовался некий соревновательный момент, что также добавляло баллы к успеху: собранные вместе высококлассные певцы друг перед другом, очевидно, старались спеть как можно лучше. На одном дыхании сцену Трике провел Антон Бочкарев. Бас Владислав Попов продемонстрировал насыщенность тембра в арии Гремина, спокойно справившись с финальной каденцией и низкой соль большой октавы. Ничем и никому по ясности и качеству звучания не уступал Борис Жуков, спевший и за Ротного, и за Зарецкого.

Елена Стихина без всяких натяжек в этот вечер прочно вписала свое имя в историю выдающихся исполнений партии Татьяны. Певица, обладающая большим драматическим голосом, легко «адаптировала» его для нежнейшего пианиссимо, без проблем и без потерь долетавшего до последних верхних ярусов, и нисколько ей не пришлось форсировать, чтобы с регистровой ровностью и силой звука спеть сцену письма и финальный дуэт с Онегиным. Главное, такая идеальная для Татьяны «техническая база» на удивление совпадала с глубиной образа и его эмоциональным градусом, также оказавшимся подвластным певице. В интервью она рассказывала, что с первых же звуков вступления к «Онегину», исполняя свою партию с консерваторских времен, всегда чувствовала, как будто у нее кровь пульсирует от гениальной музыки Чайковского – этому, смотря спектакль, абсолютно верилось.

Удивительно, что такого значительного творческого результата, когда о спектакле долго хочется вспоминать и говорить, удалось добиться, по сути, в «лабораторных условиях». Режиссер Алексей Смирнов, ставя полусценическое исполнение, не занимался гигантизмом, не преследовал цель апробировать собственные фантазии, а просто на совесть поработал с артистами, приведя их «к общему знаменателю» своей концепции, и предложил лаконичное решение, когда на сцене всего лишь симпатичный макет усадьбы Лариных, а условные декорации – сменяющиеся в большой раме репродукции картин, а также не примитивно нарисованные деревья. К некоторым костюмам могут быть вопросы, но это в общем контексте не имеет принципиального значения. Зрители после представления совершенно правильно заметили: «Полусценическое исполнение, минимум декораций, великолепные исполнители – и результат намного сильнее, чем  у месяцами готовящихся полноценных дорогих театральных спектаклей».

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории