Вот это кино! События

Вот это кино!

Участники Персимфанса реконструировали музыку Эдмунда Майзеля к шедевру Эйзенштейна, ленту с оригинальным саундтреком показали в «Зарядье»

Один из самых значимых фильмов в истории кино – «Броненосец “Потемкин”» – вот уже больше 90 лет показывают не с оригинальным музыкальным сопровождением. Партитура композитора Эдмунда Майзеля 1925 года писалась для европейского проката, а в СССР подверглась цензуре: тогда под запрет попадало все немецкое. Лента Эйзенштейна с тех времен идет под симфонии Шостаковича, причем не только в нашей стране, но и по всему миру. Интерес к оригинальной версии «Броненосца» появился только в XXI веке. Реставрацией руководил немецкий кинофонд, а музыкальной составляющей занимался дирижер Хельмут Имиг. Его аранжировку партитуры Майзеля для симфонического оркестра исполняли на показе в Мариинском театре чуть больше десяти лет назад.

Примерно в это же время участники Персимфанса (Первого симфонического ансамбля без дирижера) узнали о реставрированной копии и обратились к киноведу и специалисту по творчеству Эйзенштейна Науму Клейману. В архиве режиссера сохранилась партитура Майзеля, в РГАЛИ контрабасист Григорий Кротенко нашел голоса. По предположению музыканта, изначально партитуры не существовало: «Фортепианная партия напечатана как дирекцион: в ней выписаны петитом все вступления, соло, титры, события на экране. Состав ансамбля не был большим симфоническим. В кино играл небольшой оркестр. Музыка организована специально таким образом, чтобы отсутствие какого-либо инструмента в ансамбле не наносило непоправимого вреда звучанию».

Реконструкция сочинения Майзеля у Персимфанса получилась очень бережной, авторы стремились к максимальной аутентичности. Потерянные партии, например, трех валторн или альтов, музыканты придумывать не стали, ведь дырок в этой партитуре нет: многие голоса дублировались. Заменить пришлось только фисгармонию, потому что существующие инструменты (рубежа XIX–XX вв.) звучат в более низком строе, альтернативой им стал баян.

Известно, что Майзель активно использовал и шумовые инструменты. Никаких ремарок в нотах «Броненосца» об этом не сохранилось. В «Зарядье», помимо классических, были также введены уникальные театральные инструменты из коллекции Петра Айду.

Персимфанс, за роялем – Петр Айду

Перед началом показа «Броненосца» Айду и специалист по кинотехнике Александр Зенин представили небольшой киножурнал. Три ленты братьев Люмьер демонстрировались с помощью механического трескучего аппарата. Музыку к немым фильмам Айду написал сам, она была перенесена на перфоленты и исполнена Зениным на пианоле.

На показе фильма Эйзенштейна не обошлось и без дирижеров. Главному дирижеру Шотландского камерного оркестра Максиму Емельянычеву и худруку Questa Musica Филиппу Чижевскому, а также кларнетисту Евгению Бархатову в ансамбле поручили шумовые партии. Редкие театральные инструменты в «Зарядье» привезли из Школы драматического искусства, там уже несколько сезонов они задействованы в спектакле Айду «Звуковые ландшафты». Бархатов уверенно крутил ручки барабана с бумагой (изображая морской ветер), мотора и пулемета; дирижеры виртуозно управлялись с перекатами (длинными ящиками с горохом, которые имитировали шум волн), гремели по металлическим листам и шуршали щетками. Процесс игры был настолько увлекательным, что иногда внимание непроизвольно переключалось с фильма на музыкантов.

Там, где у Шостаковича было что-то вязкое и тягучее, в оригинальной версии – незамысловатое и динамичное. Немецкий композитор уловил темпоритм визуального ряда, его музыкальное решение почти что синхронизировано с картинкой, что работает эффектнее, чем несколько отвлеченный философский коллаж из музыки Шостаковича. К тому же, простота средств у Майзеля действует приблизительно так же, как игра непрофессиональных актеров у Эйзенштейна: все очень натурально и естественно.

Картина большую часть времени сопровождается колким и залихватским маршем. Видимо, о нем упоминал немецкий писатель Лион Фейхтвангер в своем романе «Успех», музыку он характеризовал как «резкую и очень громкую». Отдельные интонации темы напоминали песню более позднего времени – «Вечер на рейде» Соловьева-Седого. Подвижность марша как будто бы иллюстрировала бодрый ход броненосца. Совершенно по-другому воспринималась и сцена с плывущими парусниками: в версии с музыкой Шостаковича там введена немного помпезная тема с валторнами, у Майзеля в этом фрагменте легкая пастораль и, словно бегущее по волнам, соло флейты.

Эйзенштейну музыка немецкого автора очень нравилась. Майзель продолжил сотрудничество с режиссером в «Октябре» – следующей картине кинотрилогии. Успеха «Броненосца» новый фильм не получил, да и серьезно пострадал от цензуры, оригинальную музыку запретили сразу же.

Персимфанс готовил и показ «Октября» с музыкой Майзеля. В Новой Третьяковке обе ленты были представлены в прошлом году с подачи Александра Зенина. Ноты тоже нашли в РГАЛИ. По словам Кротенко: «“Октябрь” оказался настолько перемолотым цензурой, что с нотами Майзеля монтаж не совпадал абсолютно. Поскольку ленту из Госфильмофонда привезли прямо на концерт, порепетировать нам тогда совсем не удалось. Я бегал с контрабасом вокруг ансамбля и говорил, с какой цифры повторяем: музыка уже кончилась, а Ленин еще даже и не начинал революцию».

Впрочем, это уже совсем другая история.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди