Музыка Михаила Фабиановича сейчас звучит очень редко, а ведь в начале XX столетия она была весьма популярна — ее исполняли выдающиеся певцы, музыканты, о ней писали в лучших изданиях и журналах того времени. Однако с приходом советской власти в связи с запретом на символистскую поэзию, произведения Гнесина перестали исполняться. Уже сейчас, в XXI веке постепенно интерес к творчеству композитора стал возвращаться — и концерт в Гнесинке, будем надеяться, станет прекрасным трамплином для многих дальнейших мероприятий, посвященных Михаилу Фабиановичу. А в этот вечер со сцены Концертного зала в Малом Ржевском звучали хоровые, оркестровые, камерно-вокальные и инструментальные творения композитора. Именно малым жанрам Гнесин отдавал предпочтение — сочинений большого масштаба в его активе нет. Тем интереснее было оценить его творчество— и оно действительно оказалось нестандартным.
Самое сильное впечатление оставил вокальный цикл «Rosarium» на стихи Вячеслава Иванова — каждый из восьми его номеров истинный шедевр. Эти изысканные, символистские миниатюры трудны для исполнения — певец лишен возможности выгодно показать свой голос, скорее ему нужно тонко выразить общее настроение и состояние, царящее в музыке и двустишиях. Неудобные скачки из одного регистра в другой, отсутствие ровности и кантилены в вокальной строчке создают большие неудобства для исполнения. И главное — не уйти на задний план, ведь партия фортепиано выписана очень ярко, так что при случае пианист может перетянуть одеяло на себя. К счастью, на концерте подобного не произошло — пианистка Софья Исрафилова не ставила своей задачей выйти на первый план, но красоты своей партии показала сполна. А сопрано Светлана Сычева и Мирослава Фльорчак тонко уловили стиль этого опуса.
Еще один несомненный шедевр программы, достойный включения в репертуар сегодняшними музыкантами — «Песни и танцы адыгейских черкесов» для фортепиано в 4 руки. В 1931 году Гнесин побывал в фольклорной экспедиции в Адыгее, где он записывал мелодии, услышанные им от местных жителей. Так и родился этот цикл из пяти пьес. Сам композитор писал: «Я лично убежден в том, что наиболее убедительным и ценным типом обработки является тот, при котором композитор стремится воссоздать услышанный им и захвативший его облик песни».
Колоритные и характерные, оркестровые по своей фактуре миниатюры в интерпретации Алексея Вакера и Варвары Самсоновой пленили своей экспрессией и безудержным темпераментом.
Самое известное сочинение композитора — «Еврейский оркестр на балу у Городничего», тоже стало одним из номеров вечера. Это музыка к постановке «Ревизора» Владимиром Мейерхольдом, с которым Гнесин активно и плодотворно сотрудничал. Каждый из номеров сюиты — колоритная, остроумная пародия на какой-либо из танцевальных жанров. Здесь есть полька, гавот, романс, галоп. И всюду видится саркастическая улыбка автора, который подтрунивает над еврейским оркестриком, пришедшим на неудавшееся в итоге празднество в доме Городничего. Камерный оркестр РАМ имени Гнесиных под управлением Андрея Рейна представил целую галерею музыкальных шаржей. Поразила увлеченность молодых музыкантов, с которой они исполнили цикл.
Абсолютно самодостаточная и очень цельная вещь — фортепианное трио «Памяти наших погибших детей». Глубокое, трагическое, наполненное слезами и безысходностью произведение — Михаил Фабианович посвятил его не только погибшим в боях во время ВОВ, но и своему сыну Фабию, скончавшемуся в 1942 году в эвакуации от истощения. Одухотворенно, проникновенно до мурашек исполнили эту потрясающую музыку Марьяна Куинджи (фортепиано), Мадина Кучкарова (скрипка) , Екатерина Галкина (виолончель). Заметно стилистически выделился среди других произведений в программе фортепианный квинтет «Реквием» — в отличие от всех остальных вещей, созданных в символистском духе, это камерное сочинение абсолютно романтическое и вызывает ассоциации с поздним Брамсом и Чайковским. Творение Гнесина на концерте представили Серафима Ушакова (фортепиано), Мадина Кучкарова (скрипка), Юлия Васильева (скрипка), Ольга Ваганова (альт) и Наталья Волкова (виолончель). Также в этот вечер прозвучали хоры Михаила Гнесина на слова Фёдора Сологуба, Константина Бальмонта, Александра Блока. Все это собрание сочинений показало, насколько неординарной личностью был композитор. Этот концерт возрождает интерес к творчеству Михаила Фабиановича. И пусть его музыка звучит чаще, чем раз в 50 лет. Ведь он действительно этого достоин.