Возвращение короля, или Разговор с Богом События

Возвращение короля, или Разговор с Богом

Органный гала на исторической сцене Большого театра

Рассказывая об этом событии, хочется употреблять только самые возвышенные эпитеты. Даже место проведения – Основная (историческая) сцена Большого театра – сразу настраивало на определенный лад. А если учесть, что публике предстояла встреча с «королем музыкальных инструментов», по выражению Моцарта, то концерт изначально обещал быть по-королевски торжественным и праздничным. 20 февраля в Большом правил бал Его Величество орган!

Как полноправный хозяин, а не слуга оркестра, он звучал здесь всего третий раз после своего «рождения» в 2013 году. Тогда программы «Приношение королю инструментов» и «Торжество муз» открыли, можно сказать, новую эпоху в истории органного искусства. И нынешнее «возвращение короля» получилось поистине триумфальным. Мы привыкли к органным концертам в костелах или концертных залах; привыкли к концертам статичным, сконцентрированным. Большой же театр ассоциируется прежде всего со зрелищным и динамичным оперным или балетным действом. Но для проведения «Органного гала» недаром была выбрана именно театральная сцена. Слушателей – в данном случае правильнее всего называть их «слушателями-зрителями» – ждала встреча с настоящим спектаклем!

Титулы блестящей «королевской свиты» впечатляли. Главные роли (а мы уже договорились, что рассказываем о спектакле) исполняли: профессор Венецианской консерватории имени Бенедетто Марчелло, органист Папской капеллы в Ватикане Джанлука Либертуччи; лауреат международных конкурсов в Сент-Олбансе и имени Микаэла Таривердиева, органист базилики Святого Сатурнина в Тулузе Жан-Батист Дюпон; доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, лауреат премии Москвы в области литературы и искусства Евгения Кривицкая (именно она в качестве эксперта тестировала после установки орган Большого театра, благословив его на благородный путь служению Искусству) и заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Даниэль Зарецкий.

Но не только орган царил в этот вечер на сцене. «Высший свет» на «королевском балу» представляли музыканты легендарного Ансамбля скрипачей и артисты симфонического оркестра Большого театра: Сергей Лысенко (гобой), Алексей Корнильев (труба), Игорь Цинман (скрипка), приглашенный солист Большого театра Александр Болдачев (арфа). Кстати, дуэт органа и арфы можно услышать нечасто. А арфист – профессия для мужчины вообще чрезвычайно редкая; арфа традиционно считается сугубо «женским» инструментом. Но Александр Болдачев – арфист, композитор, педагог, лауреат 10 (!) международных конкурсов – убедительно доказал, что данный стереотип является заблуждением, и смело продолжил традиции французского композитора и арфиста Марселя Гранжани.

Если орган – «король инструментов», то человеческий голос – самый совершенный инструмент. Полноправным участником нашего спектакля стал также Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель и главный дирижер Александр Соловьёв) – с некоторых пор активный игрок на поле Большого театра. Коллектив славится своей мобильностью и универсальностью, так что, спев на органном концерте сочинения Баха, Вивальди, Моцарта и Каччини, он с легкостью влился в следующий (уже балетный!) проект, блеснув в «Симфонии Псалмов» Стравинского. Блистали солистки оперной труппы Большого театра – трепетное проникновенное сопрано Екатерина Щербаченко и глубокое бархатное меццо Светлана Шилова.

Итак, действующие лица и исполнители названы. В зале медленно гаснет свет, раздвигается занавес…

Освальд Шпенглер говорил, что орган покоряет пространство. Повинуясь первым же аккордам «короля», практически пустая черная сцена преобразилась. Интерьеры старинных соборов, одухотворенные лица музыкантов и их волшебные руки, мерцание церковных свечей и рассыпающиеся на радужные блики разноцветные витражи, облака, плывущие в синеве небес, и разбег гигантской океанической волны, цветовые абстракции и пронзающие мрак солнечные лучи – все это сплеталось в единый причудливый танец. И зритель переставал понимать, где он находится, терял связь с действительностью, чтобы, казалось, объять весь мир. Конечно же, столь ошеломляющий эффект достигался с помощью ультрасовременных средств видеопроекции. Но волшебство музыки на то и волшебство, чтобы заставить нас искренне поверить в чудо!

Это был поистине синтез времен, наглядная ретроспектива истории органного искусства. От XVI века до ХХ. От Джулио Каччини до Олега Янченко. От духовных сочинений Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди до романтизма Ференца Листа, Жюля Массне и Шарля Гуно. От немца Франца Шуберта до французов Шарля-Мари Видора, Сезара Франка, Леона Боэльмана и Луи Вьерна и итальянцев Марко Босси и Пьетро Масканьи.

Вечная музыка! И вечное слово! На исторической сцене Большого театра 20 февраля 2017 года был гармонично достигнут тот синтез искусств, тот высокий идеал Прекрасного, о котором мечтали в свое время романтики. Настоящее пиршество для глаз и ушей! Драматическую партию блестяще сыграл Мастер художественного слова, актер и режиссер Петр Татарицкий. Его нельзя назвать просто ведущим концерта. Нет! Он был тем связующим звеном, собравшим отдельные «пазлы» в единую масштабную картину. Кроме того, он воскресил незаслуженно забытый ныне жанр мелодекламации, исполнив под аккомпанемент Евгении Кривицкой, Ансамбля скрипачей и Алексея Корнильева транскрипцию романса Листа «Как дух Лауры» на стихи Виктора Гюго. «Приди, моя мечта!..» Казалось, на этот призыв невозможно было не откликнуться. Завораживающий голос актера вплетался в ансамбль органа, трубы и скрипок; он тоже был музыкой; его хотелось не слушать – ему хотелось внимать, как проповеднику, как пророку.

Мы говорили о «королевском бале», о спектакле. Но сидя в зрительном зале театра, в этот вечер невозможно было отделаться от ощущения, что находишься… в церкви, при том, что примерно половину программы составляли сугубо светские произведения. Большой театр в очередной раз подтвердил известную истину: он заслуженно имеет славу Храма Искусства. А что бы ни происходило в храме, там всегда обращаются к Богу. «Органный гала» и был таким прямым разговором с Всевышним. Звучание органа недаром считается божественным и покоряет пространство и время. Этот гигант весом в 8 тонн с двумя тысячами труб способен передавать самые сокровенные движения человеческой души. Передавать прямо на небеса…

Очень символично, что завершало – спектакль? службу? – произведение, воплотившее в себе весь смысл, всю суть происходящего: Ave Maria Каччини–Янченко в исполнении Евгении Кривицкой, Камерного хора Московской консерватории, Алексея Корнильева и Екатерины Щербаченко. Когда ангельский голос певицы и последний вздох органных труб замерли на тончайшем pianissimo, стало ясно и очевидно, что «Бог не всегда слышит крик, но всегда – шепот искреннего сердца».

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати