Возвращение малоизвестного Дворжака События

Возвращение малоизвестного Дворжака

В Московской консерватории представили спецпроект, посвященный чешскому композитору

Сотрудничество маэстро и Московской консерватории началось пять лет назад на фестивале «Династия Юровских» – с тех пор ее младший представитель регулярно дает мастер-классы студентам и выходит с ними на сцену Большого зала. Кроме того, Дмитрий Юровский учредил ежегодную именную стипендию для дирижеров и музыковедов, учащихся консерватории, – в память об отце, выдающемся дирижере Михаиле Юровском. Худрук Новосибирского и Красноярского театров с удовольствием работает с музыкантами Симфонического оркестра Московской консерватории и признается, что их свежий взгляд на партитуры его вдохновляет. Новая «коллаборация» маэстро и студентов – специальный проект к 120-летию со дня смерти Антонина Дворжака. Юровский считает чешского классика одним из самых интересных композиторов XIX столетия, олицетворяющего слияние славянской и германской культур. Дирижер решил не просто почтить память Дворжака, а познакомить с малоизвестными страницами его музыки на примере Скрипичного концерта ля минор, а также представить третий акт оперы «Русалка» без купюр. Благородную идею поддержал студенческий десант МГК (хор, вокалисты, симфонический оркестр), сопрано София Бачаева, солист Большого театра Олег Долгов, а также скрипач Александр Тростянский.

Выбор солиста в Скрипичном концерте оказался весьма точным. Профессор кафедры скрипки Московской консерватории, Тростянский, которого пресса называет «первоклассным скрипачом во всех отношениях», оказался гибким и внимательным ансамблистом. Уважительный и понятный диалог мэтра и молодых оркестрантов выстраивался на протяжении всех трех частей: солист не стремился выходить на авансцену, а давал право голоса молодежи под чутким руководством Дмитрия Юровского. Концерт Дворжака, безусловно, визитная карточка многих известных мастеров скрипичного искусства, однако в России он звучит не так часто. Услышать этот романтический, проникнутый народными интонациями и танцевальными ритмами опус в Большом зале – отличный подарок не только для исследователей творчества Дворжака, но и меломанов. Студенческий оркестр был явно воодушевлен и, несмотря на некоторые интонационные шероховатости, звучал на достойном уровне.

 

Пожалуй, самое знаменитое сочинение Дворжака – «Русалка» – имеет особое значение для Юровского. С этой оперы фактически началась блестящая карьера дирижера. «“Русалка” – нечастый гость на сцене, и существует практика делать в ней купюры, вырезать целые партии отдельных персонажей. Мы решили попробовать показать финальный акт, где сконцентрируемся на авторском замысле и представим его целиком», – поделился маэстро. В БЗК «Русалка» предстала в концертной статичной версии, но и без декораций и костюмов не потеряла своего волшебного обаяния и сказочности. Юровский, отлично знающий эту музыку, добился от своих подопечных стройности и выверенности звучания, драматургической целостности, тембровых и динамических контрастов: оркестр создавал поэтичный фон, подчеркивавший атмосферу и место действия оперы. Третий акт, построенный на взволнованных интонациях в ариях и драматических речитативах, – трагическая развязка этой лирической сказки, где Русалка уже понимает, что не сможет быть с Принцем. София Бачаева и Олег Долгов в заключительном любовном дуэте с психологической точностью показали неизбежность расставания влюбленных: их голоса отлично дополняли друг друга, сливаясь в единое чувственное целое. Все внимание слушателей было приковано к исполнителям главных партий, однако представители оперной «массовки», которые обычно находятся в тени, здесь едва ли затмили собой основных солистов. Меццо-сопрано Анна Прилепко перевоплотилась в Бабу-ягу и актерски, и вокально невероятно убедительно, изобразив злобную колдунью: в ее ариозо «Милый тебя бросил» артистка акцентировала короткие фразы, напоминающие интонации магических заклинаний. Лесник и Поваренок – баритон Дмитрий Пикутский и сопрано Евгения Литвинчук – обыграли свои партии в юмористическом ключе, а трио нимф – Арина Веревкина, Дарья Шаврина и Аполлинария Фролова – подчеркнуло сказочно-фантастический колорит оперы. «Русалка» в Большом зале консерватории завершилась прославлением высокого чувства любви. Под звуки просветленного гимна, огласившего пространство, она словно предстала во всей своей красе и растворилась в морской пучине.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»