Сотрудничество маэстро и Московской консерватории началось пять лет назад на фестивале «Династия Юровских» – с тех пор ее младший представитель регулярно дает мастер-классы студентам и выходит с ними на сцену Большого зала. Кроме того, Дмитрий Юровский учредил ежегодную именную стипендию для дирижеров и музыковедов, учащихся консерватории, – в память об отце, выдающемся дирижере Михаиле Юровском. Худрук Новосибирского и Красноярского театров с удовольствием работает с музыкантами Симфонического оркестра Московской консерватории и признается, что их свежий взгляд на партитуры его вдохновляет. Новая «коллаборация» маэстро и студентов – специальный проект к 120-летию со дня смерти Антонина Дворжака. Юровский считает чешского классика одним из самых интересных композиторов XIX столетия, олицетворяющего слияние славянской и германской культур. Дирижер решил не просто почтить память Дворжака, а познакомить с малоизвестными страницами его музыки на примере Скрипичного концерта ля минор, а также представить третий акт оперы «Русалка» без купюр. Благородную идею поддержал студенческий десант МГК (хор, вокалисты, симфонический оркестр), сопрано София Бачаева, солист Большого театра Олег Долгов, а также скрипач Александр Тростянский.
Выбор солиста в Скрипичном концерте оказался весьма точным. Профессор кафедры скрипки Московской консерватории, Тростянский, которого пресса называет «первоклассным скрипачом во всех отношениях», оказался гибким и внимательным ансамблистом. Уважительный и понятный диалог мэтра и молодых оркестрантов выстраивался на протяжении всех трех частей: солист не стремился выходить на авансцену, а давал право голоса молодежи под чутким руководством Дмитрия Юровского. Концерт Дворжака, безусловно, визитная карточка многих известных мастеров скрипичного искусства, однако в России он звучит не так часто. Услышать этот романтический, проникнутый народными интонациями и танцевальными ритмами опус в Большом зале – отличный подарок не только для исследователей творчества Дворжака, но и меломанов. Студенческий оркестр был явно воодушевлен и, несмотря на некоторые интонационные шероховатости, звучал на достойном уровне.
Пожалуй, самое знаменитое сочинение Дворжака – «Русалка» – имеет особое значение для Юровского. С этой оперы фактически началась блестящая карьера дирижера. «“Русалка” – нечастый гость на сцене, и существует практика делать в ней купюры, вырезать целые партии отдельных персонажей. Мы решили попробовать показать финальный акт, где сконцентрируемся на авторском замысле и представим его целиком», – поделился маэстро. В БЗК «Русалка» предстала в концертной статичной версии, но и без декораций и костюмов не потеряла своего волшебного обаяния и сказочности. Юровский, отлично знающий эту музыку, добился от своих подопечных стройности и выверенности звучания, драматургической целостности, тембровых и динамических контрастов: оркестр создавал поэтичный фон, подчеркивавший атмосферу и место действия оперы. Третий акт, построенный на взволнованных интонациях в ариях и драматических речитативах, – трагическая развязка этой лирической сказки, где Русалка уже понимает, что не сможет быть с Принцем. София Бачаева и Олег Долгов в заключительном любовном дуэте с психологической точностью показали неизбежность расставания влюбленных: их голоса отлично дополняли друг друга, сливаясь в единое чувственное целое. Все внимание слушателей было приковано к исполнителям главных партий, однако представители оперной «массовки», которые обычно находятся в тени, здесь едва ли затмили собой основных солистов. Меццо-сопрано Анна Прилепко перевоплотилась в Бабу-ягу и актерски, и вокально невероятно убедительно, изобразив злобную колдунью: в ее ариозо «Милый тебя бросил» артистка акцентировала короткие фразы, напоминающие интонации магических заклинаний. Лесник и Поваренок – баритон Дмитрий Пикутский и сопрано Евгения Литвинчук – обыграли свои партии в юмористическом ключе, а трио нимф – Арина Веревкина, Дарья Шаврина и Аполлинария Фролова – подчеркнуло сказочно-фантастический колорит оперы. «Русалка» в Большом зале консерватории завершилась прославлением высокого чувства любви. Под звуки просветленного гимна, огласившего пространство, она словно предстала во всей своей красе и растворилась в морской пучине.