Время открывающихся возможностей События

Время открывающихся возможностей

В Концертном зале имени П.И. Чайковского сезон Московской филармонии открыл Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев

Региональные оркестры – постоянные гости в проектах Московской филармонии. Для коллективов  это и честь, и большой творческий стимул. К таким поездкам готовятся особо, привозят выигрышный для себя репертуар и стремятся продемонстрировать самые сильные стороны.

Так получилось и с гастролями НСО РБ. «Репетиция была лишней, они уже знали наперед все мои темпы», – поделился впечатлениями в антракте Денис Мацуев. Охотно поверим, так как ощущение во время исполнения Третьего концерта Прокофьева было такое, что оркестр и солист играют это сочинение вместе как минимум третий-четвертый раз. Хоть бери звук из прямой трансляции и тиражируй на CD – так качественно, синхронно и точно сопровождали музыканты своего титулованного партнера. Главный дирижер НСО РБ Дмитрий Крюков аккомпанировал наизусть, что большая редкость. Но это дало ему огромное преимущество: в самых «опасных» моментах он буквально впивался глазами в пианиста, ловя его агогику, фразировку, изменения в темпах, помогая оркестру держать ансамбль.

После распевного, почти былинного вступления последовала виртуозная, саркастичная первая часть, сыгранная с таким азартом и полетностью, что воспитанная филармоническая публика не сдержалась и наградила артистов аплодисментами. К ним с улыбкой присоединился и Денис Мацуев, явно довольный результатом. Прекрасная вторая часть открылась элегантным соло фортепиано с ворожбой звуковыми красками и непринужденно сыгранным глиссандо. А затем в свои права вновь вернулись колючая токкатность и кипучая энергия. В этой интерпретации услышалось много деталей, интересных «соревновательных» моментов, как, например, эффектные переклички форшлагов у духовых и рояля, здорово прозвучавшие в разработке первой части.

Некоторые музыковеды пишут, что Третий концерт получился у Прокофьева более «рассудительным», менее задорным, чем первые опыты в этом жанре. Но подобные теоретические выкладки в этот вечер Денис Мацуев и его партнеры полностью опровергли. Исполнение раскрыло театральность прокофьевской музыки, красочность, несомненную спонтанность и прихотливость. «Но, брызнув бешено, все разметал прилив. Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете», – такие строки посвятил поэт К. Бальмонт Третьему концерту. Они вспомнились, когда пошло финальное нагнетание звука и темпа в третьей части: Мацуев и оркестр с Дмитрием Крюковым идеально вместе довели кульминацию до высшей точки, сорвав очередной гром оваций. Зал вызывал на бесконечные поклоны, и Денис Мацуев подарил два прекрасных биса: Финал Сонаты №17 Бетховена, сыграв его в воздушно-элегичной манере, и Presto Пуленка. «Я подслушал эту пьесу у Владимира Горовица, – открыл секрет пианист. – У меня в “багаже” уже есть 230 бисовых пьес, и в этом сезоне я планирую еще нарастить репертуар. Ведь бисы – это “третье отделение”, публика всегда ждет их. А что касается музыкального общения с Госоркестром Башкортостана, то они шикарно звучат, в них есть это желание сыграть на одной волне. Очевидно, что региональные оркестры способны составить серьезную конкуренцию нашим столичным коллективам, которые вряд ли могут позволить себе провести неделю репетиций и так основательно подготовиться, как это сделали башкирские музыканты».

Во втором отделении радужная атмосфера только усилилась. В качестве визитной карточки НСО РБ привез «Шехеразаду» Римского-Корсакова, подарив публике ещё немало волшебства и сказки. И припас также отличный номер «на бис» – огненные «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина.

«Вот такое неожиданное открытие сезона», – сказал в кулуарах генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов. Что ж, сейчас время открывающихся возможностей. Важно быть готовым, когда судьба дарит шанс. Госоркестр Башкортостана обладает большими амбициями (накануне они столь же успешно выступили в Большом зале консерватории на открытии фестиваля Ильдара Абдразакова), желанием работать и быть в гуще топовых событий. И можно сказать, что свои шансы они пока реализовывают сполна. «Культурный, социальный да и политический положительный эффект этих гастролей для республики огромен, – со своей стороны резюмировал генеральный директор НСО РБ Артур Назиуллин. – Важно, что именно высокое академическое искусство возвышает Республику Башкортостан на культурной карте страны».

Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском

Звуки из преисподней События

Звуки из преисподней

На фестивале «Другое пространство» прозвучали крупные симфонические премьеры

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье» События

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье»

Екатерина Воронцова и Варвара Мягкова представили совместную программу

Танцы в аду События

Танцы в аду

В Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера четырех балетов на музыку узников концлагерей