Время слепого веселья и подкрадывающейся катастрофы События

Время слепого веселья и подкрадывающейся катастрофы

В разделе «Оперетта/мюзикл» основная борьба развернулась между тремя спектаклями двух режиссеров

У Алексея Франдетти – мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (на
фото)
в театре на Таганке и оперетта «Микадо, или город Титипу» в Екатеринбургском театре музыкальной комедии. У Филиппа Разенкова – «Безымянная звезда» (Новосибирский музыкальный театр). Триумфатором стал «Суини», получивший три «Маски»: как лучший спектакль, а также за режиссуру и лучшую мужскую роль (Петр Маркин, исполнитель заглавной роли).

Действительно, спектакль яркий, необычный, и по всему было заметно, сколько сил и средств в него вложено. Алексей Франдетти проявил недюжинную фантазию, сочинив новое театральное пространство для этой «черной оперетты»: легендарный театральный зал театра на Таганке превратился… в лондонскую «пирожковую» XIX века. Зрители сидят за столиками, едят пирожки с «человечинкой», а между ними ходят артисты, вглядываясь в лица и буквально обращаясь к каждому… Действие происходит то тут, то там, темп бешеный: ни «зависов», ни пауз. Все происходящее напоминает кино, притом смонтированное «без швов». В данном случае результат особенно впечатляет, ведь это оригинальный, наш российский спектакль, а не лицензионная зарубежная постановка.

При этом не забудем: «Суини Тодд» – это классика жанра, бродвейский мюзикл 1979 года, с превосходной (хотя и не самой простой, нешлягерной) музыкой Стивена Сондхайма, с которой лихо справляется труппа Таганки и единственный приглашенный артист Петр Маркин в роли Суини. И это первая постановка в России. Директор театра Ирина Апексимова, поддержавшая Франдетти, конечно, рисковала, делая такой сложный и дорогой проект, но, как видим, не прогадала.

Второй спектакль Алексея Франдетти – «Микадо, или город Титипу» – тоже открытие для нашей публики, и это тоже классика, но на сей раз не американская, а английская. Авторы «Микадо» – оперетты или, как ее иногда называют, комической оперы – композитор Артур Салливан и либреттист Уильям Гилберт. Премьера состоялась в лондонском театре «Савой» в 1885 году и была показана там 672 раза! Да и теперь это одно из самых репертуарных театральных произведений в мире. Екатеринбургский театр и режиссер Алексей Франдетти представили спектакль искрометный, смешной и иносказательный. Действие происходит в якобы японском городе Титипу, сюжет в духе театра абсурда: надо срочно выполнить план по казням, а то рассердится император, сам Микадо! Жертвой чуть было не стал его сын. Но все обошлось, и, как в сказке, побеждает любовь: молодым героям Нэнки-Пу и Ям-Ям хитростью удалось-таки пожениться…

«Микадо» в итоге досталась премия в номинации «лучшая женская роль» (Анастасия Ермолаева – Ям-Ям). Жаль, что не наградили исполнителя роли Ко-Ко – главного палача Титипу – Алексея Литвиненко! Ох, как он вжился в свой образ! Но в этой номинации – «роль второго плана» – конкуренция оказалась жесткой, и победила Евгения Огнева, блистательная мадемуазель Ку-Ку в мюзикле Новосибирского музыкального театра «Безымянная звезда». Все помнят одноименный фильм Михаила Козакова с незабываемыми Анастасией Вертинской, Игорем Костолевским и Светланой Крючковой. Но и нынешний римейк в виде мюзикла (музыка Александра Шевцова) оказался более чем удачным. Постановка была представлена в восьми (!) номинациях, получила две: помимо Евгении Огневой, наградили дирижера Александра Новикова. Спектакль этот остроумный, изобретательный, легкий. И вместе с тем – глубокомысленный. В нем узнаваем вдумчивый подход к материалу Филиппа Разенкова, молодого главного режиссера Башкирской оперы. Вот что он говорит об этой пьесе: «Нам показалось важным, что пьеса “Безымянная звезда” написана румынским драматургом Иосифом Гехтером под псевдонимом Михаил Себастиан в 1942 году в оккупированной Румынии. Этот факт повлиял на наше отношение к материалу. Мы перенесли время действия в первую половину 30-х годов. Время слепого веселья и подкрадывающейся катастрофы. Это мир, в котором простым и искренним чувствам нет места».

Не могу не сказать и еще об одном ярком спектакле сезона 2016/17 – оперетте «Принцесса цирка» в Московском театре мюзикла. Спектакль был представлен в четырех номинациях и наверняка мог бы получить «Золотую Маску», но по каким-то причинам руководство театра решило в конкурсе не участвовать. Жаль.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»