Современная музыка для широкого слушателя становится более доступной в сочетании с чем-то более привычным и «традиционным». Именно такую стратегию избрал Камерный оркестр Euphoria во главе с дирижером Елизаветой Корнеевой для своего концерта 25 февраля в Малом зале Московской консерватории, исполнив произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича и современных авторов.
Музыку последних оркестр играет часто: на счету коллектива премьеры пьес таких композиторов, как Ригель Винская, Алексей Ретинский и Лидия-Мария Кошевая. За время своего существования – а это более пяти лет – Euphoria выступала на различных российских концертных площадках и фестивалях. В декабре 2022 года солисты оркестра приняли участие в молодежной образовательной программе musicAeterna. Прошедший концерт, что интересно, стал первым «сольным» (то есть не в рамках какого-то фестиваля или совместного проекта) выступлением на консерваторской сцене.
Критик и любитель сразу отметят стройность программы: четыре сочинения современных авторов (Алексей Сюмак, Элина Лебедзе, Ригель Винская и Алексей Ретинский) обрамлены «классическими» или, лучше сказать, «неоклассическими» — Первой симфонией Сергея Прокофьева и Первым фортепианным концертом Дмитрия Шостаковича.
Идея начать концерт с «Классической симфонии» весьма удачна: музыка Прокофьева, энергичная и пышущая светом, заряжает зрителей необходимым тонусом на все оставшееся время прослушивания. С другой стороны, на таких «хрестоматийных» произведениях, как «Классическая симфония», проверяется мастерство оркестра и дирижера, а оно, признаться, было на высоте. Миниатюрный кристалл, каким является сочинение Прокофьева, заиграл в исполнении Euphoria яркими красками благодаря тембровому колориту всех голосов, соблюдению баланса между партиями и тонкой, гибкой нюансировке – все это не всегда можно услышать даже у опытных коллективов. Находясь в зале, буквально купаешься в отточенном и насыщенном звучании оркестра. Фортепианный концерт Шостаковича Euphoria исполняла совместно с солистами: пианистом Олегом Худяковым и трубачом Андреем Дёминым. Музыкантам удалось – немалая заслуга в этом принадлежит блестящему звукоизвлечению Олега Худякова – продемонстрировать не только «хулиганскую» (как и в симфонии Прокофьева) сторону произведения, но и нервозность, противоречивость музыки Шостаковича.
Музыкальность и внимание к деталям Елизавета Корнеева и оркестр показали и при исполнении центральных четырех сочинений современных авторов. Эти композиции, несмотря на кажущуюся простоту, дают ощутимый звуковой контраст к «краям» концерта. Совершенно иным было образное наполнение: все сочинения были устремлены в прошлое, в архаику. Воображение рисовало в сознании красочные картины: это и путешествие в доисторическую эпоху, где музыка только-только зарождается (For a long time Алексея Ретинского), и погружение в древние джунгли с их темнотой (в зале в буквальном смысле было выключено освещение), обостренным восприятием каждого звука («Тихие ягоды» Элины Лебедзе), и ритуальное шествие дикого племени («нрзбр» Алексея Сюмака).
Сочинение «_want to live» Ригель Винской, написанное специально для оркестра Euphoria, пожалуй, было самым запоминающимся из «современного блока», в том числе за счет вокала сопрано Лады Меркульевой. В ее вокализе, основанном на повторяющихся фольклорных интонациях, прочитывалось некое заклинание, призыв – но к чему, куда? Звучание свистулек в конце пьесы раскрывает тайну: время закликать весну. Действительно, очень своевременная музыка в конце февраля! Весна ассоциируется с обновлением природы, с идеей самой жизни, и такая убедительная игра молодых музыкантов заставляет пережить тот самый катарсис: хочется жить музыкой и творить музыку.