Время триумфов и разочарований Тема номера

Время триумфов и разочарований

Итоги сезона по версии журнала «Музыкальная жизнь»

«Любит – не любит, плюнет – поцелует, к сердцу прижмет – к черту пошлет, своей назовет». «Музыкальная жизнь» не гадала «на ромашке», а подготовила обзор событий, достижений и разочарований прошедшего сезона, опросив ведущих музыкальных критиков, экспертов «Золотой Маски» и авторов федеральных СМИ. О своих приоритетах рассказали Мария Бабалова, Юлия Бедерова, Екатерина Беляева, Екатерина Бирюкова, Сергей Бирюков, Наталья Зимянина, Екатерина Кретова, Майя Крылова, Ирина Муравьева, Илья Овчинников, Алексей Парин, Петр Поспелов, Ольга Русанова, Ярослав Тимофеев, Сергей Ходнев, Елена Черемных.

РЕЙТИНГ ТОП-СОБЫТИЙ И ПЕРСОН СЕЗОНА ПО ВЕРСИИ ЖУРНАЛА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ»

  • Оперная премьера: «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи (Дягилевский фестиваль)
  • Балетная премьера: «Нуреев» Ильи Демуцкого в постановке Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова (Большой театр)
  • Персона: Кирилл Серебренников
  • Концертный проект: Концерт Владимира Юровского с ГАСО к 100-летию Октябрьской революции
  • Фестиваль: Дягилевский фестиваль в Перми
  • Событие: Концерты оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса в Москве и Санкт-Петербурге
  • Разочарование: «Пиковая дама» П.Чайковского в постановке Римаса Туминаса (Большой театр)
  • Дебют: Константин Богомолов как оперный режиссер
  • Самое ожидаемое событие предстоящего сезона: Открытие Концертного зала «Зарядье»

 

Пора нам в оперу скорей

Итак, чем же запомнился прошедший сезон? Похоже, сверхожиданий никто из критиков не питал: планы театров анонсируются заранее, расклад режиссеров также известен, по­э тому каждая нежданная удача воспринималась как подарок, а малоинтересная постановка – как тягостное подтверждение факта, что оперным режиссером, как и писателем, тоже «надо родиться».

Семь голосов отдали за «Жанну на костре», показанную под занавес сезона в июне, на Дягилевском фестивале. Возможно, тут сыграл эффект «последнего спектакля» – ближайшие впечатления частенько перекрывают более ранние, но очевидно, что история, придуманная Ромео Кастеллуччи, зацепила многих, кто видел постановку в Перми. «В спектакле соединились мистериальный дар Теодора Курентзиса, умеющего превратить театральное пространство в сакральное так, что зритель чувствует себя словно в звучащем храме, выдающееся мастерство хормейстера Виталия Полонского и режиссерская хватка Ромео Кастеллуччи, знающего, как работать с подлинными стихиями и фактурами – землей, водой, голосом и телом. Высокого порядка актерскую работу создала Одри Бонне в роли уборщика средней школы, вообразившего себя Орлеанской девой», – так оценил спектакль Петр Поспелов (читайте также впечатления Елены Черемных  на c. 16).

На втором месте, отстав буквально на один голос, оказалась «Альцина», копродукция Большого театра с фестивалем в Экс-ан-Провансе. Нельзя не согласиться с Марией Бабаловой, что «театру хорошо удается перенос чужих оперных постановок на свою Новую сцену. И феноменальный спектакль Кэти Митчелл – тому замечательное подтверждение». Хотя в Москве не пели титульные исполнители мировой премьеры – Патрисия Петибон, Филипп Жарусски, что снизило обаяние спектакля, но неожиданно блеснула в барочной стилистике Анна Аглатова: ее поход в область аутентичного барочного вокала оказался удачным и позволил по-новому оценить дарование этой певицы. Неслучайно Юлия Бедерова отметила ее и в номинации «дебют сезона».

Не осталась незамеченной «Проза» Владимира Раннева, показанная в Электротеатре Станиславский. По мнению Ильи Овчинникова, «все, что показали большие оперные театры в течение сезона, имеет куда меньше отношения к музыкальному театру сегодняшнего дня, музыкальному театру новому, актуальному, чем «Проза», которая вся – от и до – представляет собой нечто совершенно новое по форме..» «Шизофреническое восприятие музыки и театра порознь постепенно, после долгого внутреннего труда, сливаются в единое целое (как в жизни)», – так отозвался о спектакле Алексей Парин.

Однако всегда существует крыло зрителей, которое хочет увидеть классические интерпретации. Плюрализм мнений, как возможность выбора между возбуждающим экспериментом и качественным традиционализмом – залог культурного баланса. И данный сезон продемонстрировал, что в обоих направлениях есть достижения.

«Золотой петушок», поставленный в «Геликон-­опере» Дмитрием Бертманом, по мнению Сергея Бирюкова, «спектакль остроумный, безжалостно сатиричный, и сатира эта имеет очевидные сегодняшние адреса. А музыкантски Владимиру Ивановичу Федосееву и его «сменщику» Валерию Кирьянову удалось собрать ровный качественный исполнительский состав – то, что никак не дается театру с гораздо большими, казалось бы, возможностями – Большому».


Владислав Лантратов – Нуреев

И быстрой ножкой ножку бьет

Когда год назад все расходились на летние каникулы, то выражали надежду увидеть балет «Нуреев» – спектакль, еще до премьеры ставший легендой. Напомним, что его внезапно отменили буквально за пару дней до премьеры на Исторической сцене Большого театра из-за «неготовности» и недоработок… Окружающие увязывали этот беспрецедентный шаг с делом «Седьмой студии» и арестом режиссера балета Кирилла Серебренникова, в интернет «слили» фрагменты с прогонов, где мелькало громадное фото обнаженного Нуреева на заднике… В общем, налицо все составляющие «желтого» скандала.

Вопреки прогнозам пессимистов, премьеру показали в декабре, и представленное зрелище действительно поразило: не столько изобретательностью хореографического языка, сколько изощренным драматургическим замесом, превратившим балет в мультижанровый спектакль. Сцены из жизни Нуреева сопровождались и хором, и актерским чтением отрывков из писем и воспоминаний современников артиста, и много чего еще «отвлекало» от собственно танца.

Так что не случайно «Нуреев» был рядом критиков выделен и в номинации «событие» как постановка, по формулировке Сергея Бирюкова, «осуществленная вопреки давлению самых разных, в том числе далеких от искусства сил».

На втором месте, с большим отрывом, оказалась «Пахита» – образец не просто «чистого балета», но удачной реконструкции старинного балета Мариуса Петипа, осуществленной Вячеславом Самодуровым в Екатеринбургском театре оперы и балета (рецензию о премьере «Музыкальная жизнь» публиковала в № 4, 2018). По отзывам балетоведов, эта постановка, сценографически решенная как путешествие по стилям и эпохам, серьезно претендует на «Золотую Маску», так что нас ждет весной увлекательная интрига именно в балетной номинации: «Нуреев» vs «Пахита» – кто победит?

Как всегда интересны одноактные балеты современных хореографов, стилистику которых все успешнее осваивают российские труппы. Высоко оценила Майя Крылова балет Большого театра «Забытая земля» Иржи Килиана на музыку Бриттена: «Этот небольшой балетный шедевр весит больше, чем многие многоактные громады. И один только жест, когда танцовщица зябко обхватывает себя руками за плечи, стоит кучи величественных академических конструкций. Килиан так умеет построить балетную комбинацию, что стандартный взмах женской ноги, без пуантов, но вытянутой в струнку, выглядит линией судьбы».

МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Неми­ровича-Данченко «сыграл на контрасте» трех балетмейстерских индивидуальностей, соединив «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева, «Одинокого Джорджа» Марко Гёке и «Минус 16» Охада Наарина. По мнению Ольги Русановой, «в этой тройчатке главной интригой оказался, как и ожидалось, “Минус 16” – балет-“зажигалка”, балет-импровизация с участием случайных зрителей, которых вытаскивают на сцену профессионалы-танцовщики труппы и ставят в довольно жесткие рамки. В результате рождается ощущение полета, единения артистов и зрителей, общей эйфории».

Не сотвори себе кумира

В дискуссии о «Персоне сезона» не было безусловного лидера. Ожидаемо и предсказуемо многие назвали имя режиссера Кирилла Серебренникова, выразив ему человеческую и цеховую солидарность.

На втором месте оказался… Мариус Петипа, чье 200-летие отмечают на самом высоком государственном уровне. Всевозможные гала, восстановление его балетов, научные конференции и книги – все это абсолютно заслуженная дань памяти артисту, «балеты которого, – как справедливо подытожила Майя Крылова, – кормят – творчески и буквально – всех. И реставраторов его наследия, и многочисленных редакторов, и хореографов, берущих фабулы его балетов (как, к примеру, Матс Эк или Жан-Кристоф Майо). И не менее многочисленных радикальных отрицателей, которые – в творческой полемике – создавали и создают значительные вещи».

Но попасть в ранг «персоны» не обязательно через 200 лет после рождения. Произносилось имя молодого композитора Алексея Ретинского, автора, родом из Крыма, живущего в Вене, в которого, по мнению Екатерины Бирюковой, «за этот сезон влюбил свою публику Теодор Курентзис».

По одному голосу получили дирижеры – ушедший в июне 2018 года из жизни Геннадий Рождественский и процветающий Теодор Курентзис; скрипач Вадим Репин как идеолог Транссибирского Арт-Фестиваля и пианист Денис Мацуев, названный Натальей Зимяниной «самой мелькающей фигурой на ТВ, олицетворяющей в глазах широкой публики мир классической музыки»; генеральный директор МАМТ Антон Гетьман «как ответственный за выразительную репертуарную политику театра Станиславского и Немировича-Данченко» (Юлия Бедерова), и даже Президент Российской Федерации, «сидящий в царской ложе на концерте оперных звезд, посвященном чемпионату мира по футболу» (Екатерина Кретова).


Владимир Юровский

Революционный держите шаг

Владимир Юровский, талантливый, харизматичный дирижер, всегда остающийся в рамках аристократичного «хорошего вкуса», уверенно держит позиции в нашем рейтинге – и по праву. Среди ярких и очень разных концертных проектов прошедшего сезона наибольшее впечатление, как показал опрос, произвела его программа, посвященная Октябрьской революции. Театрализованное исполнение кантаты «К XX-летию Октября» С. Прокофьева до сих пор в памяти – и как яркая картинка, и как мощное музыкантское прочтение.

Поровну набрали голосов проект Московской консерватории («Красное колесо», опять-таки к 100- летию Октябрьской революции, придуманное Владимиром Тарнопольским и его «Студией новой музыки») и проект Московской филармонии «Мама, я меломан» (ночной абонемент для публики, которая боится ходить на классику. «Правильно уловлены настроение и запрос. Блестящий стартап», – так охарактеризовала проект Екатерина Бирюкова).

Вообще говоря, великолепных концертов за сезон состоялось немало, и мы не сможем ничего возразить против названных в опросе гастролей Филиппа Херревеге с «Вечерней» Монтеверди или рахманиновской программой в интерпретации Михаила Плетнёва, камерной дуэтной программы Маттиаса Гёрне и Даниила Трифонова или ночного выступления в Римско-католическом соборе хора musicAeterna.

Поддержим и энтузиазм, высказанный по поводу концертных исполнений опер – «Золото Рейна» и «Симона Бокканегры», привезенных в КЗЧ Валерием Гергиевым (в обоих случаях в титульных партиях блистал Владислав Сулимский), и «Псковитянки» Римского-Корсакова в Большом под управлением Тугана Сохиева. «Прекрасно, что именно «Псковитянку» исполнили и во время парижских гастролей Большого, – подчеркнул Сергей Бирюков. – Образ России для европейцев не должен ограничиваться только концепциями Дмитрия Чернякова и Иво ван Хове…»

Но если подразумевать под понятием «проект» нечто масштабное, уникальное, многосоставное, то справедливо названы фестиваль музыки Родиона Щедрина (включавший, в том числе, исторический концерт, где Родион Щедрин выступил как пианист, сыграв в фортепианном дуэте с Михаилом Плетнёвым и саккомпанировав Мише Майскому) и летний просветительский абонемент ГАСО «Истории с оркестром», а также абонемент «Оперные шедевры» – все три проекта Московской филармонии, которая вновь показала высокий класс менеджмента и творческого планирования.


Ромео Кастеллуччи, Теодор Курентзис и участники постановки «Жанна на костре»

 

Ах, фестиваль, фестиваль

Словарные определения явления «фестиваль» акцентируют внимание на смотре достижений в искусстве, музыке. Тут с большим отрывом лидирует Дягилевский фестиваль в Перми – пожалуй, единственный региональный проект, притягивающий и критиков, и публику не только со всей России, но и из-за рубежа. В его программе внимание отдано современному искусству: востребованы такие форматы, как перформансы, режиссерская опера, и даже классика если и появляется в лице Малера, то исполняется, ломая сложившиеся каноны интерпретации.

На Дягилевский фестиваль стало модно ездить, хотя «выгулять» наряды и бриллианты там удается далеко не на всех мероприятиях: если тебе предлагают помедитировать всю ночь под музыку в кроватях в фойе гостиницы «Урал», то лучше запастись пижамой, чем вечерним платьем. Зато молодежи тут раздолье: Дягилевский выращивает новые поколения зрителей/слушателей (организовывая серии лекций и мастер-классов), способных понять суть современного искусства, нацеленных не на развлечение, а на познание.

Надо отметить и здесь сильный креативный менеджмент, окружающий деятельность Теодора Курентзиса, художественного руководителя и Дягилевского фестиваля, и Пермского театра оперы и балета. Регулярные гастроли оркестра musicAeterna и хора Пермского театра (руководитель В. Полонский) в Санкт-Петербург и Москву, триумфальное завоевание этими коллективами Зальцбургского фестиваля прославили их на весь мир, так что, как говорится, «выше только звезды».

По два голоса получили: фестиваль «Дягилев PS»,
проходящий в Санкт-Петербурге и не имеющий «родственных связей» с пермским, хотя Теодор Курентзис на нем частый гость, Транссибирский Арт-Фестиваль и московский Фестиваль камерной музыки «Возвращение», ценимый за нестандартность концепций программ.


Константин Богомолов

События, дебюты и разочарования

Воодушевление и ощущение праздника оставили концерты оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас, когда этот дирижер назван хедлайнером Зальцбургского фестиваля-2018, мы можем порадоваться, что имели редкую возможность наслаждаться его искусством и фантастическим звучанием одного из лучших европейских оркестров. И действительно признать это «событием сезона».

Что касается разочарований, то тут единодушно назван спектакль «Пиковая дама» Чайковского режиссера Римаса Туминаса (в Большом театре). Ну, что сказать… По мнению Сергея Бирюкова, «постановщик фактически устранился от работы, предоставив инициативу своей помощнице по пластике Анжелике Холиной, которая выстроила вычурную полухореографическую фантазию, к Пушкину и Чайковскому не имеющую отношения. К тому же Большой театр не смог к столь важной премьере собрать сколько-нибудь убедительный состав солистов, за исключением разве что Игоря Головатенко. Это, кстати, проблема не только “Пиковой дамы”, но и других спектаклей Большого – например, “Бала-маскарада”».

Более обтекаемо высказалась Майя Крылова, отметив «не особо удачные, большей частью, результаты работы драматических режиссеров в опере». Тут можно вспомнить слабый дебют Камы Гинкаса в качестве оперного режиссера в театре Станиславского и Немировича-Данченко, поставившего оперу Верди «Макбет». А Сергей Ходнев прибавил к этому списку «Фаэтон» Люлли, показанный в Перми: «Невероятно качественная в музыкальном смысле работа Венсана Дюместра, и тем более обидно, что Бенжамен Лазар, от которого можно было бы ожидать в постановочном смысле чего-то вполне изысканного, показал зрелище настолько плоское и наивное».

Но было одно исключение из этого ряда – режиссер Константин Богомолов, занявший верхнюю строчку в номинации «Дебют сезона». Он поставил ораторию Генделя «Триумф времени и разочарования (бесчувствия)», что вдвойне сложно, так как оратория в отличие от оперы намного статичнее (рецензию о премьере и интервью с Константином Богомоловым читайте в «Музыкальной жизни» № 5, 2018). Спектакль, прошедший на Малой сцене «Стасика», вызвал яростные споры и полярные оценки – от восторга взахлеб до обвинений в надругательстве над прекрасной музыкой. «Впечатления от “Триумфа” крайне противоречивые, совершенно не могу назвать спектакль удачей, но то, что в принципе в оперном театре богомоловская манера может работать очень интересным образом, – это факт», – посчитал Сергей Ходнев. «Богомолову наконец-то удалось сделать то, на что никак не осмеливались ранее адепты режоперы: он таки переписал оригинальное либретто оперы. И пусть пока певцы все еще поют текст, зафиксированный в партитуре, но уже на мониторах мы читаем другие слова и другую историю. Так что начало положено. Ждем продолжения», – иронично высказалась Екатерина Кретова.

Среди дебютантов также именитый американский баритон Томас Хэмпсон, приехавший, наконец, в Москву, правда, уже в преклонном возрасте и прошедший, увы, пик формы. Случай, когда высказывание «лучше поздно, чем никогда» работает наоборот: пусть легенда остается легендой, недосягаемой в своем совершенстве и нетронутой временем.

Зато не разочаровала молодежь: Анастасия Лепешинская (колоратурное меццо, «Новая Опера», Москва) с россиниевской программой, услышанная Еленой Черемных на фестивале «Образы Италии на берегах Оки» в усадьбе Поленово; юные пианистки Александра Довгань, обладатель Гран-при конкурса Grand Piano Competition, и Ева Геворгян, лауреат того же состязания, понравившиеся Ольге Русановой и не только.

Чем сердце успокоится

Открытие Концертного комплекса в парке «Зарядье» – главная интрига будущего сезона. Зал достроен – журналистов пустили внутрь новой площадки и дали осмотреть зрительскую зону. Акустически публика сможет протестировать «Зарядье-холл» лишь 8 сентября – тогда станет ясно, сотворил ли вновь «японское чудо» Ясухиса Тойота. Критики также ждут записи цикла «Все симфонии Бетховена» в исполнении оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса на лейбле Sony Classical; мировых премьер оперы «Влюбленный дьявол» Александра Вустина в постановке Владимира Юровского в МАМТ и балета «Приказ короля» Анатолия Королева в постановке Вячеслава Самодурова в Урал Балете, а заодно и российской премьеры оперы «Три сестры» Петера Этвёша там же, в Екатеринбургском театре оперы и балета; концертного исполнения, также впервые в России, оперы «Германик в Германии» Николы Порпоры в барочном абонементе Московской филармонии, фестиваля актуальной музыки «Другое пространство»… В общем, следите за афишей, и будет вам счастье.