Все будет хорошо События

Все будет хорошо

В Петербурге появился новый мюзикл «Дама пик»

Придуманная Пушкиным история сильно трансформирована авторами новенького спектакля – но Александру Сергеевичу не впервой: все мы знаем, как далеко от повести ушла опера Чайковского. (А уж как далеко от «Евгения Онегина» прыгнул балет «Онегин» в постановке Крэнко – тем более.) За прошедшие года большая часть публики уже как-то смирилась с тем, что в музыкальном переложении герои обретают новые черты, хотя, конечно, дискуссии о «праве автора» (не путать с авторским правом) возникают каждый раз после какой-нибудь громкой премьеры.

По поводу «Дамы пик», что только что была сотворена под флагом АНО «Глас Муз» и теперь будет регулярно идти на сцене Ленинградского Дворца молодежи, споров, полагаю, не будет: история ушла так далеко, что от Пушкина остались лишь намеки, легкие цитаты – всю остальную конструкцию авторы сочинили заново и сами за нее отвечают. Этих авторов много – над партитурой поработали Сергей Рубальский, Антон Танонов, Артем Петайкин и Евгения Долгова (что вовсе не делает музыку разнородной – она бодра, ровно функциональна, порой изобретательна и четко создана по «номерной» схеме; изредка в ней музыкальными призраками являются темы Чайковского – и это очень верный ход:действительно, будто ТА САМАЯ Пиковая дама заглядывает в нынешнее петербургское окошко). Тексты были созданы Софьей Стрейзанд и Игорем Шевчуком при участии Евгения Фридмана и Лизы Васильевой. И только режиссура (а на самом деле – все сюжетные ходы, весь комплекс идей спектакля) – дело одного человека, Софьи Стрейзанд. Петербурженка, обретшая в Штатах звучную фамилию и отвагу для работы в музыкальном театре, уже делала в театре ЛДМ мюзикл «Мастер и Маргарита»; теперь на той же (но уже арендованной) сцене она выпустила собственный независимый проект.

Спектакль делится на две части, и действие первой из них происходит в Париже в восемнадцатом веке, а действие второй – в России века девятнадцатого. Главная героиня – Наталья Петровна Чарская (роль досталась Анастасии Вишневской), и здесь она юная дева, а не командующая мужем дама во цвете лет. В Париж Наталья Петровна приехала со своим отцом (Ярослав Шварев), что одержим картежной страстью – и последовательно проигрывает сначала все свое имущество, затем оставленное покойной женой для дочери колье и, наконец, саму дочь – буквально ставит ее на кон. Проигрывает некоему надменному красавцу герцогу Нуарэ (Иван Васильев), который только что получил демонстративный отказ в танце от гордой русской девицы и поэтому сразу же решил взять ее в жены. Наталья Петровна в отчаянии: она влюблена в благородного бедного юношу (Антон Авдеев) и ради того, чтобы освободиться от обещания постылого брака, принимает предложение вовремя объявившегося в окрестностях Сен-Жермена (Ростислав Колпаков) провести с ним ночь, узнать тайну трех карт и отыграться. Понятно, что договоры с дьяволом (а Сен-Жермен, без сомнения, прямой посланник Ада) удачи не приносят:да, от брака Наталья свободна, но свободна навсегда – шокированный благородный юнец такого расклада не вынес и застрелился. Во втором акте все будет не менее закручено: Германна, пылко влюбленного в Лизу (Наталья Фаерман), будет играть тот же актер, что и самоубившегося парижского возлюбленного  графини, что заставит ее заботиться о безгрешности души героя;отправившаяся в лучший мир старая дама сама подменит карту Германну, чтобы тот не продал душу Сен-Жермену. В финале Сен-Жермен рвет на себе парик от ужаса, что более не бессмертен, а Германн и Лиза счастливо улыбаются друг другу.

Если всерьез говорить о жанре «Дамы пик», то это, конечно, фанфикшн. Явление, существующее не первый век (еще в Германии XIX века правили трагические финалы шекспировских пьес), но на наших глазах особенно расцветшее в связи с «Гарри Поттером»,когда миллионы юных читательниц чуть не прокляли Джоан Роулинг за чрезмерное количество убитых героев и стали придумывать свои версии событий, где эти герои спасались и жили долго и счастливо. Вот это стремление – исправить мир – вело, вероятно, и Софью Стрейзанд, когда она меняла обстоятельства, перекраивала старинный сюжет. Трагические финалы – дело великих и безжалостных волшебников, женщинам же, наделенным не только талантом, но и инстинктом справедливости, хочется обустроить мир, навести в нем порядок, вымыть кровавые пятна и расстелить аккуратные салфетки. И чем труднее жизнь вокруг, чем она пандемичнее, кризиснее и жестче, тем больше и постановщикам, и публике милы истории, в которых все кончается хорошо. И такая история, приправленная честным юмором, у Стрейзанд отлично получается: существование и парижского и петербургского высшего света не лишено дивных шуточек (как причитающий ансамбль старых дам в Летнем саду – мол, какой позор, у девиц нынче даже туфли из-под платья увидеть можно, скоро они вообще коленки показывать начнут!) и настоящего драйва (на парижском приеме один из гостей лихо сотворяет сальто назад – и не как трюк – мол, смотрите – приготовился – прыгнул! – а как веселую привычную фигуру в танцах).

Фанфикшн неминуемо вбирает в себя прежний опыт автора – и читательский и «писательский». Потому в «Даме пик» мы видим, конечно, отсылки и к «Мастеру и Маргарите» (вплоть до буквальных романных цитат: «Как причудливо тасуется колода!»), и к «Призраку оперы». Все это его не портит – потому что таковы заранее понятные правила игры. Украшает же мюзикл отличный актерский ансамбль – артисты не только замечательно (все!) поют, но и с удовольствием играют в «предложенные обстоятельства». Понятно, что любимцем дам  в зале неминуемо становится Ростислав Колпаков – Сен-Жермен – с отсветом то ли Воланда, то ли Призрака оперы за спиной, с умением транслировать гордыню и при этом заставлять всех себе сочувствовать (по принципу «вот и красивый, и бессмертный, и богатый – а вот не любит же она его! богатые тоже плачут!»). Есть ли в «Даме пик» недоразумения? Есть, но, право, по мелочи – вроде Невы, нарисованной за окнами дома Графини так высоко, что еще немного – и, глядишь, в спальню вода перехлестнется. (Как это Германн сумел сухим на окошко взобраться?) В целом «Дама пик» славно начинает очередной сезон в Петербурге – сезон все с теми же нервами, ограничениями (75 процентов рассадки), приглушенными страхами, от которых так хочется сбежать в сказку со счастливым концом. И новый мюзикл дает на три часа такую возможность.

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»

Opus 52: за сценой и немного баек События

Opus 52: за сценой и немного баек

Фестиваль новой музыки в Нижнем Новгороде собрал яркий международный состав

В поисках души События

В поисках души

Урал Опера Балет открыл сезон премьерой «Набукко»

«Спартак» на новом поле События

«Спартак» на новом поле

Шестой фестиваль «Видеть музыку» открылся балетом Хачатуряна «Спартак»