Каждый декабрь Союз композиторов проводит фестиваль камерной музыки «Пять вечеров». В этом году событие пройдет уже в третий раз. Услышать новые партитуры можно с 6 по 11 декабря в Рахманиновском зале Московской консерватории. Концертов получилось шесть, а не пять – все из-за большого количества премьер.
Программа фестиваля «Пять вечеров» разноплановая: есть вполне традиционный хоровой концерт или экспериментальные опусы с электроникой и видеоартом, сочинения в эстетике минимализма и лютый авангард, струнные квартеты и даже оркестр баянов и аккордеонов.
Итак, что послушать на фестивале?
Современные авторы Дмитрий Курляндский и Владимир Раннев в творчестве нацелены на эксперимент – на фестивале «Пять вечеров» они расширят и переосмыслят песенный жанр. Согласимся, песни сегодня разные, а их сложные и поисковые формы не очень востребованы современными композиторами академического направления. Концерт Союза с мировыми премьерами – опыт «новой песни», какой ее представляют композиторы-непесенники.
Владимир Раннев: «В 2019 году, работая над музыкой к спектаклю по пьесе белорусского поэта и драматурга Константина Стешика “Спички” в Калининградском драматическом театре, я написал песню на одно его стихотворение. В августе 2020-го Пермский театр оперы и балета заказал мне хоровое сочинение, и я решил, что пришло время приняться и за другие стихотворения Стешика. Трудно было представить, что через неделю-другую Беларусь накроют кровавые события – волна сопротивления тирании и ее жестокое подавление репрессивной машиной государства. Тогда я обнаружил, что при незначительной перестановке порядка стихотворений в кантате обнаруживается скрытый нарратив – коллективное бессознательное преодолевает слепую текучую повседневность, обретает волю и разум, учится переживать чувства, достойные человека, – гордость, стойкость, самоуважение, отчаяние, грусть и способность не терять надежду. Те события во многом повлияли на музыкальный язык кантаты – это именно песни, простые и ясные, которые максимально доходчиво передают мое видение того мира, в котором живет сегодня автор стихотворений».
Дмитрий Курляндский: «Тексты песен объединены идеей потери (свершившейся или грядущей) и, через потерю, – одиночества. В музыке я решил эту идею через отказ от фиксированной звуковысотности и самостоятельных инструментальных партий. Все музыканты исполняют партию голоса, по-разному трактуя ее, следуют за приблизительными мелодическими линиями, которые в наложении складываются в случайные вертикали. Это монолог, отраженный инструментальными резонансами».
Социальные сети, мемы и навязчивый TikTok – «новый фольклор»? Как услышать красоту сквозь толщу этого цифрового шума? Свой вариант предлагает композитор и философ Владимир Мартынов, автор книги «Конец времени композиторов». В «Заповедях блаженств» для струнного квартета время остановилось – авторское и личное «поется» в унисон с историей и традицией. Созерцание и сосредоточенность – вот что доминирует в этой музыке. Не случайно в качестве саундтрека эта музыка появилась в фильме «Великая красота» Паоло Соррентино.
Мировую премьеру с таким названием представит ростовский композитор Антон Светличный. Как это воспринимать – постмодерн или метамодерн? Призрак Du Cote de chez Swan Десятникова или анти-«Карнавал животных»? Вот что нам рассказал о своей партитуре композитор:
«import random
letters_amount = 500
letters = [‘Л’, ‘е’, ‘б’, ‘е’, ‘д’, ‘и’, ‘н’, ‘о’, ‘е’, ‘ ‘, ‘о’, ‘з’, ‘е’, ‘р’, ‘о’, ‘ ‘]
text = ”.join(random.choice(letters) for _ in range(letters_amount))
иЛбЛер еобези з ееодеЛЛоо озо оееЛнеоре оро Лное ибонеееооЛезЛорЛебиз ЛноееззЛзозедбооеоероие ниорзееб е ро д ееинрдедеео ее езооо неееЛзее оеозноое ое иеое еееддеео ббоинрЛез еоеооизн еддонезирзз нбеЛдбеи резеодзорр ббоЛеоореен нрерое дноЛ реиЛердд боЛобдззредодбнбеоеорднеЛоеидЛе еоеезиррербоеиЛЛеорндоее еинорееоЛЛо рЛезЛедбниенерооеЛбоозоееееееезро оо Лои бЛбебезЛрде оеиеоЛр и з ннбоезнбе оеЛреоЛ ебеодооезддеоонеезиороебиеедезбоЛиЛиоеиЛбЛеизн зеооеооднеоооззебзе неибеоинедоеиеедее н (компьютерный код, в случайном порядке расставляющий буквы словосочетания «Лебединоеозеро». – Прим. ред.)».
Очень информативно. Трудно что-либо добавить.
На фестивале будет целое отделение современных композиций для оркестра баянов и аккордеонов – их исполнит коллектив из Нижнего Новгорода. Мировую премьеру для оркестра баянов и аккордеонов представит нижегородский композитор и дирижер Венедикт Пеунов. Пьеса называется Simple-Music. На классический музыковедческий вопрос, как возник замысел сочинения, Венедикт Пеунов честно ответил: «Не знаю. Как-то возник». Пожалуй, эта фраза и отражает главный смысл пьесы: Simple-Music – «простая музыка». Просто слушай, и все.
В этом году Софии Губайдулиной – 90 лет. В музыкальном портрете «В гостях у маленькой Софии» Губайдулина предстает перед нами не востребованным автором с мировой известностью, а простой маленькой девочкой, жадно впитывающей чудеса окружающего мира. «Звездное небо», «Маленькая София», «Звучащее пространство», «Любимый рояль», «Чудеса мироздания» – здесь и упоение картинами татарской природы, и озорное баловство, и, конечно же, главный источник вдохновения – музыка.
Название новой пьесы московского композитора Николая Хруста отсылает к идее обратной связи (feedback) – материал в пьесе порождается и отбирается для дальнейшего развития. Композитор применил специальную программу, построенную на сложном компьютерном алгоритме.
Николай Хруст: «Back door man – идиома блюзовых текстов, чаще указывающая на невозможность соединения с предметом любви. А основной источник материала пьесы – начальная фигура ударных из When the Levee Breaks Led Zeppelin. Все произведение должно звучать как большая сбивка в рок-композиции. По форме «Евгеника III» – это альбом. И поскольку на фестивале будет представлена лишь часть задуманного сочинения, то это не LongPlay, а скорее альбом формата EP».
Новое сочинение исполнит ансамбль «Король пчел». Этот коллектив создан Николаем Хрустом в 2021 году, а фестиваль «Пять вечеров» станет его фактическим рождением. Главная идея – интеграция инструментального музицирования и электроники. Музыканты-аудиодизайнеры участвуют в ансамбле наравне с музыкантами-инструменталистами. Специально для ансамбля были сконструированы особенные музыкальные инструменты, сочетающие академическое качество звука и электрическое подключение – мастер Артем Кукаев спроектировал и изготовил электроквинтон, электроконтрабас и безладовый электробаритон (этот инструмент объединил возможности гитары, виолы и виолончели).
В составе «Короля пчел» – музыканты из разных музыкальных сфер: и начинающие инструменталисты, и артисты, уже получившие известность. За дирижерским пультом – электронный дирижер Василий, разработанный композитором Николаем Хрустом, а также саунд-дизайнером и программистом Алексеем Наджаровым. Произойдет ли восстание машины-дирижера против человеческого ансамбля? Скоро узнаем: фестиваль Союза композиторов начнется 6 декабря.