Среди театральных проектов фестиваля в Ярославле особые ожидания возлагались на новое сочинение Александра Чайковского. Юрий Башмет и Дмитрий Гринченко в этот раз заказали композитору создать полотно в честь 800-летия Александра Невского. Он откликнулся с удовольствием, признавшись, что ему реально интересны «дела давно минувших дней», что он открывает для себя много неизвестного ранее. Александр Владимирович – вообще представитель уже уходящей касты «книгочеев», которые ценят печатное слово, любят держать в руках не электронную, а настоящую книгу.
В современном зале «Миллениум» разрешенные 75 процентов посадочных мест были заполнены зрителями: всем было любопытно, как повернется сюжет, с детства знакомый по фильму Эйзенштейна. Но Чайковскому пришлось решать и другую задачу: найти в истории Александра Невского такой ракурс, чтобы не повторять знаменитую кантату Прокофьева. И тут-то и помогла его любовь к истории: обратившись к источникам, композитор и его либреттист Дмитрий Макаров поняли, что в биографии великого благоверного князя много событий, что фигура он многомерная. Так и сложилась идея показать его труды и дни в последовательном ходе событий. Авторы обозначили жанр как «опера-кантата», но на премьере крен сместился в сторону концертного исполнения. Два чтеца и два солиста располагались на авансцене, перед симфоническим оркестром с Юрием Башметом за дирижерским пультом, хоры – недвижно, в глубине; на экране – тематический видеоряд (к сожалению, ресурс зала не позволил сделать что-то внятное, поскольку проекция шла не на диодный, а на обычный экран, который оказался «засвечен»).
Но главное сказала музыка. Тут были и колокольность, символизирующая Русь, и танцевальные ритмы, рисующие детские воинские учения Александра Невского и его братьев (тут так и «просилась» пантомима, хореографическое воплощение образов).
Уже в 15 лет Александр был отправлен на княжение отцом с напутствием: «Хранитель твой – крест, меч твой – гроза». Бас Николай Диденко спел эти слова от лица «благородного родителя» Ярослава Всеволодовича, слегка ударившись в «оперность». Впрочем, всегда приятно послушать красивое пение, тем более если артист обладает полноценным диапазоном и богатыми низами. Благоверный князь был выведен в двух ипостасях: из уст актера Владимира Кошевого зритель узнавал о его сокровенных думах, а замечательный голос баритона Большого театра Игоря Головатенко сообщал мыслям эмоциональную окраску. Он явно лидировал в лирическом дуэте с Марией Лобановой – Александрой, женой князя, – демонстрируя завидную дикцию, пластику звуковедения и темперамент. Стремясь избежать глянцевой хрестоматийности, авторы затронули и тему сотрудничества с ханством. Этому была посвящена сольная ария Головатенко «Меж двух огней», в которой запомнилась крылатая фраза: «Выиграть время, когда кругом враги, – значит победить». Князя обвиняли и в предательстве брата Андрея: в данном либретто за отказ платить дань его убили войска Золотой Орды и сожгли родной Переславль. (На самом деле Андрей Ярославич отказался от княжения и подался в Швецию, но в художественном произведении, безусловно, возможны свободные вариации с фактами.) Композитор «оправдывает» своего героя, который поставил интересы государства, спасения идентичности выше родственных уз: «Но кто-то должен сделать черную работу за них. Кто, если не я».
Разнообразные задачи А.Чайковский поставил перед хором, который в этой партитуре – и комментатор, и самостоятельная вокальная краска, и даже инструментально-шумовая (по выражению автора) группа оркестра. На фоне проникновенного вокализа, подсвеченного таинственными зовами вибрафона, актер Игорь Золотовицкий рассказывал о любви юного князя к чтению святых книг и романа «Александрия», в сцене «Невской битвы» с помощью интересных слоговых комбинаций у хора («ту-ча, ту-ча» и т.п.) нагнеталось напряжение и воссоздавался «шум военных действий». Апогеем этой линии стал номер «Ледовое побоище», где Чайковский пустил в ход рэп. По словам композитора, «войско Александра – это вчерашние мальчишки, и они как бы себя накачивают словами: “Мы не боимся, только победа или же смерть”».
Собрал сводный состав (куда вошли Филармоническая капелла «Ярославия», Камерный хор Московской консерватории и хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России) главный хормейстер проекта Александр Соловьёв. Он же встал за дирижерский пульт, когда Юрий Башмет взял в руки альт в эпизоде «отпевания» Александра Невского. Этот момент стал тихой кульминацией сочинения: выразительная мелодия солирующего альта оплеталась деликатным хоровым вокализом в сопровождении оркестра. Эта развернутая сцена, насыщенная контрастным музыкальным материалом, вызвала отдельные аплодисменты – настолько публика прочувствовала глубину и значимость высказывания. А после финального молитвенного апофеоза зал встал, приветствуя премьеру и ее творцов.
«Основу любой нации составляет ее культура, а ее остовом являются история и религия той нации, которую эта культура представляет. И на самом деле попытка сохранить и рассказать историю, культуру во всех доступных формах искусства, где бы сочетались музыка, слово, визуальный ряд, крайне важна, – сформулировал суть события Максим Авдеев, заместитель председателя Правительства Ярославской области. – Сегодня, на мой взгляд, на Ярославской земле вновь родился Александр Невский – родился у Александра Чайковского, у Юрия Башмета. И я хотел бы пожелать этому “Александру Невскому” долгой жизни, чтобы он своей силой, энергией возвращал нас, всех слушателей к тем временам, где бы могли вспомнить об истории и быть в будущем ее достойны».
Переславль-Залесский, малая родина благоверного князя, находится совсем недалеко от Ярославля, который гордится соседством и планирует весь год отмечать юбилей. «Для нас большая честь, что мы свои события в честь 800-летия Александра Невского начинаем с такой мировой премьеры», – подчеркнула Марина Васильева, директор Департамента культуры Ярославской области. Ну, а планы Дмитрия Гринченко на прокат «Хроник Александра Невского» распространяются на всю Россию. Лишь бы пандемия не помешала.