Второе рождение Александра Невского События

Второе рождение Александра Невского

На фестивале Юрия Башмета в Ярославле отпраздновали 800-летие Александра Невского

Среди театральных проектов фестиваля в Ярославле особые ожидания возлагались на новое сочинение Александра Чайковского. Юрий Башмет и Дмитрий Гринченко в этот раз заказали композитору создать полотно в честь 800-летия Александра Невского. Он откликнулся с удовольствием, признавшись, что ему реально интересны «дела давно минувших дней», что он открывает для себя много неизвестного ранее. Александр Владимирович – вообще представитель уже уходящей касты «книгочеев», которые ценят печатное слово, любят держать в руках не электронную, а настоящую книгу.

В современном зале «Миллениум» разрешенные 75 процентов посадочных мест были заполнены зрителями: всем было любопытно, как повернется сюжет, с детства знакомый по фильму Эйзенштейна. Но Чайковскому пришлось решать и другую задачу:  найти в истории Александра Невского такой ракурс, чтобы не повторять знаменитую кантату Прокофьева. И тут-то и помогла его любовь к истории: обратившись к источникам, композитор и его либреттист Дмитрий Макаров поняли, что в биографии великого благоверного князя много событий, что фигура он многомерная. Так и сложилась идея показать его труды и дни в последовательном ходе событий. Авторы обозначили жанр как «опера-кантата», но на премьере крен сместился в сторону концертного исполнения. Два чтеца и два солиста располагались на авансцене, перед симфоническим оркестром с Юрием Башметом за дирижерским пультом, хоры – недвижно, в глубине; на экране – тематический видеоряд (к сожалению, ресурс зала не позволил сделать что-то внятное, поскольку проекция шла не на диодный, а  на обычный экран, который оказался «засвечен»).

Но главное сказала музыка. Тут были и колокольность, символизирующая Русь, и танцевальные ритмы, рисующие детские воинские учения Александра Невского и его братьев (тут так и «просилась» пантомима, хореографическое воплощение образов).

Уже в 15 лет Александр был отправлен на княжение отцом с напутствием: «Хранитель твой – крест, меч твой – гроза». Бас Николай Диденко спел эти слова от лица «благородного родителя» Ярослава Всеволодовича, слегка ударившись в «оперность». Впрочем, всегда приятно послушать красивое пение, тем более если артист обладает полноценным диапазоном и богатыми низами.  Благоверный князь был выведен в двух ипостасях: из уст актера Владимира Кошевого зритель узнавал о его сокровенных думах, а замечательный голос баритона Большого театра Игоря Головатенко сообщал мыслям эмоциональную окраску. Он явно лидировал в лирическом дуэте с Марией Лобановой – Александрой, женой князя, – демонстрируя завидную дикцию, пластику звуковедения и темперамент. Стремясь избежать глянцевой хрестоматийности, авторы затронули и тему сотрудничества с ханством. Этому была посвящена сольная ария Головатенко «Меж двух огней», в которой запомнилась крылатая фраза: «Выиграть время, когда кругом враги, – значит победить». Князя обвиняли и в предательстве брата Андрея: в данном либретто за отказ платить дань его убили войска Золотой Орды и сожгли родной Переславль. (На самом деле Андрей Ярославич отказался от княжения и подался в Швецию, но в художественном произведении, безусловно, возможны свободные вариации с фактами.) Композитор «оправдывает» своего героя, который поставил интересы государства, спасения идентичности выше родственных уз: «Но кто-то должен сделать черную работу за них. Кто, если не я».

Разнообразные задачи А.Чайковский поставил перед хором, который в этой партитуре – и комментатор, и самостоятельная вокальная краска, и даже инструментально-шумовая (по выражению автора) группа оркестра. На фоне проникновенного вокализа, подсвеченного таинственными зовами вибрафона, актер Игорь Золотовицкий рассказывал о любви юного князя к чтению святых книг и романа «Александрия», в сцене «Невской битвы» с помощью интересных слоговых комбинаций у хора («ту-ча, ту-ча» и т.п.) нагнеталось напряжение и воссоздавался «шум военных действий». Апогеем этой линии стал номер «Ледовое побоище», где Чайковский пустил в ход рэп. По словам композитора, «войско Александра –  это вчерашние мальчишки, и они как бы себя накачивают словами: “Мы не боимся, только победа или же смерть”».

Собрал сводный состав (куда вошли Филармоническая капелла «Ярославия», Камерный хор Московской консерватории и хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России) главный хормейстер проекта Александр Соловьёв. Он же встал за дирижерский пульт, когда Юрий Башмет взял в руки альт в эпизоде «отпевания» Александра Невского. Этот момент стал тихой кульминацией сочинения: выразительная мелодия солирующего альта оплеталась деликатным хоровым вокализом в сопровождении оркестра. Эта развернутая сцена, насыщенная контрастным музыкальным материалом, вызвала отдельные аплодисменты – настолько публика прочувствовала глубину и значимость высказывания. А после финального молитвенного апофеоза зал встал, приветствуя премьеру и ее творцов.

Александр Соловьёв, Дмитрий Макаров, Александр Чайковский, Юрий Башмет

«Основу любой нации составляет ее культура, а ее остовом являются история и религия той нации, которую эта культура представляет. И на самом деле попытка сохранить и рассказать историю, культуру во всех доступных формах искусства, где бы сочетались музыка, слово, визуальный ряд, крайне важна, – сформулировал суть события Максим Авдеев, заместитель председателя Правительства Ярославской области. – Сегодня, на мой взгляд, на Ярославской земле вновь родился Александр Невский – родился у Александра Чайковского, у Юрия Башмета. И я хотел бы пожелать этому “Александру Невскому” долгой жизни, чтобы он своей силой, энергией возвращал нас, всех слушателей к тем временам, где бы могли вспомнить об истории и быть в будущем ее достойны».

Переславль-Залесский, малая родина благоверного князя, находится совсем недалеко от Ярославля, который гордится соседством и планирует весь год отмечать юбилей.  «Для нас большая честь, что мы свои события в честь 800-летия Александра Невского начинаем с такой мировой премьеры», – подчеркнула Марина Васильева, директор Департамента культуры Ярославской области. Ну, а планы Дмитрия Гринченко на прокат «Хроник Александра Невского» распространяются на всю Россию. Лишь бы пандемия не помешала.

От милосердия не убежишь События

От милосердия не убежишь

Ричард Джонс поставил «Милосердие Тита» Моцарта в Лондоне

Коварство, любовь и Гендель События

Коварство, любовь и Гендель

На Новой сцене Большого театра под конец сезона состоялась важная премьера – первая в России постановка оперы Георга Фридриха Генделя «Ариодант».

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла События

Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла

О новом витке интереса к творчеству забытого американского композитора

Они уходят от нас События

Они уходят от нас

Памяти Вадима Моисеевича Гаевского