Альбом, представляющий антологию сочинений Альфреда Шнитке для хора или с его участием, выпущен на лейбле Moscow Conservatory Records и доступен на всех цифровых платформах:
Запись инициирована руководителем Камерного хора профессором Александром Соловьёвым. Музыкант уже много лет погружен в творчество композитора, досконально знает его хоровое наследие, в копилке творческих проектов – как фестивали (в том числе XV Международный Осенний хоровой фестиваль имени профессора Б.Г. Тевлина, имевший подзаголовок «Планета Шнитке» к 85-летию композитора), так и отдельные программы, посвященные наследию А. Шнитке.
Предыдущий диск, включавший кантату «История Доктора Иоганна Фауста» и «Реквием» Шнитке (также издан на лейбле Moscow Conservatory Records, 2014), уже давно стал раритетом, и вот – новое приношение, включающее миниатюры для хора a cappella, с органом и с оркестром. Выбор сочинений – нетривиальный, показывающий, прежде всего, истоки творческого пути. Это созданные в годы учебы в Московской консерватории в классе у Евгения Голубева пейзажные хоровые миниатюры для смешанного хора без сопровождения: «Горные вершины» на стихи М. Лермонтова (1954–1955), «Вокализ» (ок. 1956). В это же время в его творчество входит военная тема, представленная на диске хором на стихи М.Исаковского «Куда б ни шел, ни ехал ты» (1957), ораторией «Нагасаки» (на стихи А. Сафронова и японских поэтов Ёнеда Эйсаку и Симадзаки Тосон, 1958), о которой автор говорил: «Сочинение в целом – это грозное предупреждение человечеству. О надвигающейся гибели». Из-за того, что Шнитке позднее «забраковал» некоторые юношеские опусы, оратория оказалась вне внимания современных исполнителей. Однако «большое видится на расстоянье», и сейчас, при общем всплеске интереса к искусству так называемого направления соцреализма, «Нагасаки» воспринимается как один из его лучших образцов в этой области. И важно, что новая запись осуществлена молодежными коллективами – Камерным хором Московской консерватории совместно с Концертным хором и Симфоническим оркестром МГИМ имени А.Г. Шнитке под управлением Игоря Громова – поколением музыкантов, не отягощенным идеологическими предрассудками и ценящим имманентные качества музыки Шнитке. В записи также приняли участие Ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Александра Соловьёва, Евгения Кривицкая (орган), певицы Мария Челмакина (сопрано) и Ксения Вязникова (меццо-сопрано).
Продолжением темы послужила кантата «Песни войны и мира» для сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра (1959), написанная по заказу Союза композиторов СССР.
Спустя 65 лет после создания кантата звучит неожиданно свежо и актуально, а кульминационные слова во второй части пророчески рифмуются с сегодняшним днем: «На полях гремит война, близится расплата, грозно катится волна по полям на Запад. Сталь звенит, ревут машины, мы летим сплошной лавиной. Рвем преграды, бьем прикладом, все с пути сметая. И все близится, близится светлый радостный победный час!» На диске кантата представлена в мобильной оркестровой версии для состава солистов ансамбля «Студия новой музыки», созданной специально по заказу Камерного хора Московской консерватории композитором Андреем Кулигиным. «Это уже не первый опыт такого рода, также была сделана новая оркестровая версия кантаты “История доктора Фауста”, – комментирует Александр Соловьёв. – И мне важно, что вдова композитора Ирина Федоровна Шнитке высоко оценила эту аранжировку и обратила внимание, что удалось не потерять всей полноты фактуры. Новая партитура, как мне кажется, снимая грузность и пафосную тяжеловесность большого симфонического оркестра, приближает музыку кантаты к индивидуальному стилю Шнитке его зрелого периода».
Дополняют «портрет» композитора две миниатюры. Хор-вокализ «Осень» для смешанного хора без сопровождения (1974) вырос из саундтрека к фильму режиссера Андрея Смирнова. Картина, посвященная грустной любовной истории, была запрещена советской цензурой, а хор, отделившись от малоизвестного широкой публике сюжета, стал выражением столь излюбленной Шнитке меланхолии и внутреннего надрыва.
Хор Eröffnungsvers zum ersten Festspielsonntag («Вступление к первому воскресному празднику») для четырехголосного смешанного хора и органа написан на текст псалма №47 «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его» (1989). Он имеет второе название: «Хор на открытие фестиваля», поскольку был написан для открытия фестиваля Гидона Кремера в австрийском городе Локенхаузе.
Сочинения расположены на диске не по хронологии, и, по словам Александра Соловьёва, концептуально два кантатно-ораториальных произведения, посвященные Второй мировой войне, арочно обрамляют хоровые миниатюры. После кантаты «Песни войны и мира» следует хор Eröffnungsvers zum ersten Festspielsonntag, где также есть звучание органа, а немецкий текст одновременно и коррелирует с тематикой кантаты, и напоминает нам о родовых корнях композитора. Затем идут два вокализа, лирические настроения которых близки картинности хора «Горные вершины». Хор на слова Исаковского вновь возвращает нас к патриотической теме, подводя к грандиозной фреске «Нагасаки».