Высший эшелон в Третьяковке События

Высший эшелон в Третьяковке

Слово, музыка и живопись в зале № 16 на Крымском Валу

В новой Третьяковке открылся первый музыкальный фестиваль. Приглашенными артистами стали мировые звезды: Кристоф Барати, Юрий Башмет, Борис Березовский, Александр Князев, Государственный квартет имени Бородина и солисты Музыкальной Академии города Кронберг.

В одной из статей политолог и журналист Сергей Медведев пишет о том, что именно русский авангард остается наиболее ликвидной и конвертируемой частью нашего культурного наследия. Действительно, Россия в начале прошлого столетия была среди самых передовых по своим художественным идеям стран. Направления и тенденции, возникавшие одни за другими и зачастую существовавшие одновременно, мгновенно находили отклик на Западе. Между тем, смелое и радикальное искусство XX века долго считалось в нашей стране антинародным и формалистичным, да и сегодня немногие понимают его ценность и масштабы. Стараясь привлечь к этому внимание, Третьяковская галерея, галерея «Триумф» и композитор Игорь Райхельсон организовали фестиваль, в котором музыка, живопись и художественное слово призваны погрузить публику в культурное пространство прошлого столетия.


Игорь Райхельсон

Игорь Райхельсон: «Идея создания Т фестиваля («Т» – сокра­щенно «Третьяковка». – Прим. ред.) родилась полтора года назад у моего хорошего друга Емельяна Захарова, руководителя московской галереи современного искусства “Триумф”. Такой формат, где зрители не просто приходят на концерт, а имеют возможность насладиться шедеврами живописи, литературой, поэзией, показался нам интересным. Мы решили встретиться с Зельфирой Исмаиловной Трегуловой, директором Третьяковской галереи. Ей эта идея очень понравилась. Изначально мы хотели проводить концерты в разных залах. Если это музыка соцреализма – значит, мы идем в зал соцреа­лизма. Из-за ремонта пока мы делаем все в зале (№ 16). Для нас важно находить новые способы самовыражения. Мы стараемся выбирать произведения, которые редко исполняются, приглашаем одних из лучших мировых музыкантов и артистов театра и кино».

В программе фестиваля – пять концертов (все они транслируются на Яндексе, и желающие могут найти их в свободном доступе). Каждый из них наделен своим особенным лейтмотивом. «Игры разума» – первый в цикле – повествовал зрителям о том, какое место эпоха барокко занимала в искусстве XX века. Кристоф Барати (Венгрия), скрипач с мировым именем, блестяще исполнил две сонаты для скрипки соло Эжена Изаи и Белы Бартока. Это виртуозные произведения, насыщенные своими техническими трудностями – четырехзвучными аккордами, частой сменой приемов, эффектами сложной полифонической фактуры. В завершении концерта прозвучал извечный скрипичный «хит» – ре-минорная партита Баха. И хотя это сочинение не вполне согласуется с задачей, которую декларируют организаторы – находить малоисполняемые произведения, полагаю, что желание г-на Барати отдать дань композитору, к которому восходят традиции жанра сольной скрипичной сонаты, имеет прочные основания. Оба других сочинения вечера – сонаты Изаи и Бартока – находятся в живом и полнокровном диалоге с признанным шедевром Баха.


Борис Березовский

Второй концерт фестиваля получил название «Витебск». Витебск в 1910–1920-х годах – очень яркий и своеобразный художественный центр с сильными корнями еврейской культуры. С этим городом связаны имена таких художников, как Юдель Пэн, Лазарь Лисицкий, Илья Мазель, Ефим Минин, Осип Цадкин, и, конечно, Марк Шагал. Концерт преподнес публике несколько сюрпризов. Во-первых, это картина Шагала «Венчание», которую повесили на стенд перед зрительным залом. Во-вторых, одним из произведений в репертуаре вечера стала премьера Квинтета для фортепиано и струнных «Далекие сны детства» Игоря Райхельсона. Правда, на концерте почему-то об этом не сказали. То, что произведение было исполнено впервые, я узнала лично от самого композитора: «Витебск – город, где я родился. Квинтет базируется на тех еврейских мелодиях, которые я слышал от моего деда в детстве. Это произведение посвящено ему».

Тема еврейского фольклора пронизывает весь второй концерт. В исполнении солистов Музыкальной Академии города Кронберг прозвучало первое Трио Шостаковича, а также Трио для скрипки, альта и виолончели Гидеона Кляйна – чешского композитора еврейского происхождения, малоизвестного среди русской любительской публики.

Приглашенными артистами третьего концерта, «Единение противоположностей», стали Борис Березовский (фортепиано) и Александр Князев (виолончель). Неожиданно вечер открыла «Соната-реминисценция» Николая Метнера, которой изначально в программе не было. Пианист шутливо объяснил это «осенним настроением» и затем исполнил шесть этюдов и Пятую сонату Скрябина.

Князев и Березовский играют в дуэте уже не первый раз. Их совместный концерт состоялся еще в 2008 году и был посвящен пятидесятилетию конкурса Чайковского. Тогда артисты отдали предпочтение Брамсу и Франку. В этот раз была соната Рахманинова.


Марк Бушков

Следующие два концерта обещают быть не менее впечатляющими: в конце октября публика услышит Юрия Башмета и «Солистов Москвы» в программе «Музыка “Страны, которой нет”», а в конце ноября – государственный Квартет имени Бородина. Заманчива и программа: Тринадцатый квартет Николая Мясковского, Прелюдия и скерцо, фортепианный Квинтет Дмитрия Шостаковича, Элегия и Токката для гитары с оркестром Александра Иванова-Крамского, Концертино для скрипки и струнных Мечислава Вайнберга, Камерная симфония для струнных и литавр Эдварда Мирзояна, Первый квартет Игоря Райхельсона.

О литературной составляющей фестиваля стоит сказать отдельно. Организаторы пригласили лучших представителей отечественного театра и кино. Среди них – и еще только набирающие популярность, такие как Анастасия Пронина, и уже состоявшиеся мэтры: Игорь Ясулович, Александр Филиппенко. Приготовленная артистами программа захватывает: поэзия Бориса Пастернака, Семена Кирсанова, Юрия Левитанского и Жака Превера, покорившего Советский Союз в 1930-е годы, – все это литература, в которой, как и в живописи и музыке тех лет, бьется живой пульс эпохи. На одном из концертов публике был представлен фрагмент из автобиографического романа Марка Шагала «Моя жизнь».

«Концерты в музее» едва ли можно назвать открытием – они уже долгие годы существуют и у нас, и за рубежом. Между тем, Т фестиваль – яркое и значимое событие в жизни Третьяковской галереи. Организаторы уже планируют проведение второго, но имена артистов пока еще держат в секрете. Зато озвучили скромное желание: «Мы хотим, чтобы это был высший эшелон».