В уходящем 2021 году балетный мир отметил 140-летие со дня рождения великой танцовщицы XX века – Анны Павловой (1881-1931). Именно эта артистка в свое время подала идею импресарио Сергею Дягилеву включить балетные постановки в его «Русские сезоны», которые 110 лет назад впервые заблистали в Лондоне. В 1911 году был открыт Victoria Palace Theatre, импресарио и владелец которого Альфред Бат, большой поклонник таланта Анны Павловой, распорядился установить ее скульптурную фигуру на куполе здания театра. Таким образом, 2021 год объединил три юбилея, так или иначе связанные с именем выдающейся балерины, с русским балетом, с Великобританией.
В ознаменование этих событий, значимых как для российской, так и британской культуры была организована историко-художественная выставка «Анна Павлова в Великобритании». Выставка состоялась в рамках российско-британского проекта «Театр – Музыка – Искусство» в Великобритании в представительстве компании Ethno Art Fest и в Музее Ассоциации деятелей этнографии, культуры и искусства (Музей АДЭКИ) в России. В организации выставки приняли участие Российско-Британский культурный клуб (RBCC), Российская академия художеств (Поволжское отделение РАХ), корпоративные и частные коллекции из России и Великобритании.
Выставка позволила получить представление о многогранном таланте Анны Павловой, ее уникальном танцевальном стиле, а также удивительном мире балетного искусства, которому она посвятила всю свою жизнь. Центральным экспонатом выставки стал «Портрет Анны Павловой» в исполнении российского и британского художника Рината Курамшина, который изобразил танцовщицу в образе «Лебедя», ставшего визитной карточкой балерины. Автор картины стремился передать не только достоверное сходство с моделью, но и запечатлеть балерину в характерной для нее творческой атмосфере.
На выставке были представлены предметы искусства, живописные и графические работы, посвященные Анне Павловой. Особое внимание зрителей привлекли эскизы декораций и костюмов, в которых она выступала на сценах петербургских и лондонских театров. Среди наиболее ценных экспонатов выставки: литографии «А.Павлова в партии Феи Драже», «Лебединое озеро», «Анна Павлова в роли Стрекозы», «Шопениана», «Анна Павлова в балете Спящая красавица», графические портреты современников Павловой, гравюры, статуэтки, памятные медали. Отдельный раздел выставки составили редкие книжные издания, посвященные Павловой. Среди них – книги балетного критика, журналиста, участника организации «Русских сезонов» в Париже Валериана Светлова (Ивченко) «Анна Павлова», изданные в 1931 году в Лондоне и в 1975 году в США; книга известного британского танцовщика Харкурта Альджеранова, выступавшего с А.Павловой, «Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды русского балета»; книга историка балета Веры Красовской «Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы». Важным экспонатом стала книга, написанная Виктором Дандре – мужем и импресарио Павловой.
В экспозиции были также представлены портреты известных композиторов, хореографов, артистов балета, других знаменитых современников Анны Павловой: П.Чайковского, М.Петипа, С.Дягилева, Н.Римского-Корсакова, И.Стравинского, В.Нижинского, С.Лифаря, Д.Баланчина, Н.де Валуа, М.Рамбер, Ф.Аштона и других. Один из ее учителей – итальянский хореограф Энрико Чекетти говорил о своей ученице: «Я могу обучить любой технике танца, но у Павловой есть что-то такое, чему может научить только Бог!». Вероятно, эти слова в лучшей степени описывают впечатление, которое производит на зрителей выставка «Анна Павлова в Великобритании».