19 октября 2023 года в Концертном зале имени Чайковского состоялась премьера сочинения Владимира Горлинского «За светом». А немногим более года спустя «Издательство Композитор» выпустило книгу, целиком посвященную этому опусу. Такой шаг — риск и смелый эксперимент. Во-первых, аудитория подобной работы едва ли может быть действительно широкой. И во‑вторых, как ни крути, наверняка будут звучать скептические реплики: «А почему именно это произведение? Чем оно лучше сотен других, что удостоилось такой чести?»
Спорить о выборе можно долго, но нельзя не признать, что прежде всего перед нами новаторский шаг именно с точки зрения издательской работы. Книг, целиком посвященных одному композитору, множество. Книг, сфокусированных на определенном периоде творчества, жанре, периоде какой-то конкретной фигуры, пожалуй, не меньше. Но отдельных томов, посвященных одной-единственной пьесе, если только это не общепризнанный знаковый шедевр, — единицы. Тем более когда речь идет об опусе современного композитора, еще не получившего статус классика.
Выпуская книгу о произведении Горлинского, издательство создало тем самым прецедент и продемонстрировало, что новейшая музыка действительно заслуживает самого пристального внимания. В некотором роде это можно считать манифестом: «Под микроскопом надо рассматривать не только музыку давно ушедших из жизни, но и наших современников», — будто заявляют тем самым все причастные к этому труду (редакторы-составители — Евгения Изотова и Мария Невидимова, но список авторов куда шире). И демонстрируют целый спектр подходов к делу.
Книга открывается введением от Владимира Горлинского и его же подробным анализом собственной партитуры. Уже одно это делает издание ценным: музыковеды получают важнейшее свидетельство от первоисточника, композиторы — мастер-класс, публика — приглашение за кулисы, ну или в мастерскую художника. Затем тот же Горлинский отвечает на вопросы Марии Невидимовой, и это уже отчасти взгляд со стороны, поскольку направление диалога задает интервьюер, а не автор пьесы.
Не менее интересен и второй раздел книги: здесь уже предлагается посмотреть на партитуру — ее появление и концертное воплощение — со стороны исполнителей, директора и музыкантов ансамбля «Студия новой музыки». Именно этот прославленный коллектив, решив отметить тридцатилетие крупной премьерой, стал инициатором создания «За светом»: сделал заказ Горлинскому в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты». И поскольку композитор писал свой опус с прицелом на конкретных музыкантов и в тесном диалоге с ними, узнать от них, как складывался диалог с самим автором и с его музыкой, крайне любопытно.
Наконец, финальная часть издания посвящена слушательской рецепции. Эссе Владимира Жалнина о пьесе «За светом» и Антона Светличного — о творчестве Горлинского в целом демонстрируют определенную дистанцию по отношению к герою книги и подчас неожиданные, парадоксальные ключи к пониманию его творчества, и вместе с тем мы понимаем, что это не просто фантазии, а та база, на которой будут строиться дальнейшие музыковедческие и культурологические исследования искусства Горлинского.
Если прибавить к перечисленному еще и выполненные в эстетике комиксов или мультфильмов рисунки-раскладушки Дани Фисько (на одном — схема рассадки ансамбля, на другом — карта сочинения) (иллюстрация слева), получим издание, при всей своей узконаправленности обладающее редкой универсальностью. Одного только не хватает. И это не запись самой пьесы (ее как раз можно послушать по QR-коду, что логично — не диск же прикладывать в XXI веке!), а полная партитура, без которой для музыкантов-профессионалов погружение будет, конечно, неполным. Впрочем, ноты «Композитор» издал отдельно, в формате А3. Так что советуем покупать сразу комплект. А еще — надеемся, что дерзкое начинание действительно станет не разовой акцией, но перерастет в целую серию.