Выживет только Брунгильда События

Выживет только Брунгильда

Новая постановка «Кольца нибелунга» в Берлинской государственной опере

В Берлинской государственной опере состоялась премьера новой постановки оперного цикла «Кольцо нибелунга» Вагнера. Режиссер – Дмитрий Черняков, дирижер – Кристиан Тилеман, который героически заменил заболевшего незадолго до премьеры музыкального руководителя театра Даниэля Баренбойма.

Осенью вагнеровский цикл повторили трижды, а четвертый раз показ всех спектаклей состоится в Берлине в начале апреля 2023 года (уже под управлением маэстро Баренбойма). Но тем, кто не сумел попасть на премьерные показы, телеканал arte.tv сделал царский подарок – на несколько месяцев выложил на сайт запись всего «Кольца». И, как это часто бывает с постановками Дмитрия Чернякова, его детальный оперный мир на телеэкране не только не проигрывает, но смотрится как захватывающий сериал от первой до последней минуты 15-часовой музыкальной драмы.

В последние годы не раз приходится слышать, что жанр сериала, к которому обращаются сегодня самые успешные мировые платформы и именитые режиссеры авторского кино, по степени освещения важных социальных проблем и интенсивности общественных дискуссий занимает в современном обществе нишу романистики XXI века. И авторский оперный «сериал» Вагнера, рассказанный Черняковым «своими словами» и перенесенный в понятный нам мир семейных, рабочих и любовных отношений, совмещает обобщенный масштаб мифических героев Вагнера с тончайшей психологической выделкой их реакций и поступков. Драма больших чувств, разрывающих обыденную реальность. Перенося оперу в лаконичный интерьер икеевских квартир и переговорных кабинетов, в которых точно не может быть никаких летающих всадниц, волшебных русалок, грома и молний, режиссер уступает сферу грандиозного музыке Вагнера в блестящем исполнении Берлинской государственной капеллы, которая стимулирует воображение слушателя вернее самых смелых спецэффектов.

Итак, действие первой оперы цикла, «Золота Рейна», начинается в одной из лабораторий огромного научно-исследовательского центра. Название института образует аббревиатуру E.S.C.H.E. (Experimental Scientific Center of Human Evolution), которая на немецком  означает «ясень» – то самое мифическое древо  мироздания, из которого Вотан сделал свое копье и которое торжественно зеленеет в одном из главных залов. В институте изучают поведенческие модели человека, проводя различные научные эксперименты. Кажется, особенных иллюзий в отношении изучаемых сотрудники института не испытывают – их дело лишь фиксировать результат. За стеклом лаборатории стресса сидит Альберих – подопытный с электродами на голове и очками виртуальной реальности. Итоги эксперимента (испытуемый на наших глазах переживает целую гамму разных чувств – от вожделения до ярости) записывают в тетрадки три прелестные лаборантки (дочери Рейна) в белых халатах, кругом стоят и другие ученые-наблюдатели. Однако посреди эксперимента Альберих начинает крушить аппаратуру и сбегает из лаборатории, прихватив с собой шлем с электродами. Следующая сцена – собрание в кабинете Вотана, директора научного центра, которая служит завязкой параллельной драматической линии. Очевидно,  Вотан влип в мутную сделку с великанами-мафиози, которые построили новый корпус института (та самая поднебесная Вальгалла). И теперь ему придется с ними расплачиваться, спасая дело своей жизни, а заодно и благосостояние своей разветвленной семьи (сотрудниками института являются и жена Вотана Фрика, и дочь Брунгильда, и бывшая любовница Эрда). По совету пройдохи Логе Вотан спускается в подземные этажи института, где обитает сбежавший Альберих, демонстрирующий все приметы поврежденного виртуальным экспериментом сознания – галлюцинации (все превращения происходят только в его воображении), мании, идеи фикс. Без труда отняв у помешавшегося Альбериха VR-шлем и кольцо, Вотан отдает их своим мафиозным партнерам (естественно, никто не осыпает Фрейю золотом – это что-то вроде криптосделки), заварив тем самым целую кашу трагических событий, которые в итоге приведут к крушению института. И уже не совсем  ясно, а есть ли тут хоть кто-то, кто не является предметом этого масштабного  эксперимента.

Дмитрий Черняков выстраивает на сцене Берлинской оперы огромную многоэтажную конструкцию, состоящую из отдельных блоков (институтские аудитории, кабинеты, лаборатории, лифты и курилки). Когда герои спускаются на лифте с верхнего этажа на нижний, перед зрителем «проезжает» промежуточный лабораторный пролет, в котором рядами расположены клетки с подопытными кроликами и морскими свинками. Действие всего оперного цикла сосредоточено в пространстве института. И даже квартирка, которая сначала становится местом встречи Зигфрида с Зиглиндой, затем детской Зигфрида, а потом семейным гнездышком Зигфрида с Брунгильдой, на деле тоже оказывается одной из лабораторий – периодически за зеркальным стеклом возникает фигура Вотана, отстраненно наблюдающего за ходом событий.

Этот эксперимент растягивается на долгие годы, захватывая все больше и больше разных участников, связанных друг с другом родственными узами, прошлыми обидами, травмами и счетами. С каждой следующей оперой мы видим следы проносящихся десятилетий, разрушающих главных персонажей (костюмы – Елена Зайцева, свет – Глеб Фильштинский): Вотан из энергичного мачо постепенно превращается в согбенного старика, Альберих из хамоватого деспота становится  потерявшим человеческий облик «Голлумом», бродящим по сцене в одних трусах. Безжалостно время и к издерганному нервными тиками Миме в нелепых штанах на подтяжках, и к тихой Эрде – оплывшей, подурневшей и вынужденной наблюдать за разрушительными результатами действий  того,  кого она любила когда-то. В итоге историю вершат одни старики, которые тащат в будущее свои обиды, проблемы и комплексы из прошлого (замечательно, как пославшие Зигфрида на битву с Фафнером престарелые Альберих и Миме дерутся друг с другом портфелем и термосом, держась за свои ходунки).

Мало похожи на мифических героев и «новые люди», за которыми Вотан наблюдает с ревностным любопытством творца-исследователя. Зигмунд – потерянный лузер (на экране телевизора, который смотрит Зиглинда, его лицо мелькает в криминальных  сводках) в мешковатых штанах и поношенном худи. Из героического в нем, пожалуй, только неожиданная упертость в преданности обретенной подруге. Зигфрид и того хуже – хамоватый эгоист в адидасовском костюме, не вынимающий руки из карманов и жвачку изо рта. Он с одинаковым презрением смотрит и на вырастившего его Миме (сколько же откровенной «нелюбви», оказывается, в вагнеровских диалогах), и на могущественного Вотана –  копье «дедушки» он легко ломает прямо в директорском кабинете. Черты человечности  мелькают в нем в начале последней оперы цикла, когда он уходит на подвиги из счастливого  супружеского дома. Но, кажется, сознательно выбранное счастье – не для героев.

Полностью исключив из постановки все волшебные элементы, режиссер оставляет своих героев один на один с поступками, которые они совершают: Брунгильда рисует язычки пламени на стене лаборатории красным фломастером и только делает вид, что разбужена Зигфридом (причем оба изнемогают от  веселья); Зигфрид отставляет бокал с напитком забвения, предложенный ему Хагеном, и сам принимает решение начать интрижку с обворожительной Гутруной; а в финале оперы нет никакого вселенского  пожара – похоронив Зигфрида, Брунгильда берет  чемодан и уходит, закрывая занавес – страницу своей жизни, связанную с институтом, – схематический план научного центра на глазах рассыпается в пыль.

Начатая в «Золоте Рейна» концепция эксперимента в научном институте выдерживается режиссером до самого конца цикла, как по маслу ложась на вагнеровское либретто. Валькирии – бойкие сотрудницы отдела изучения проявлений агрессии, великан Фафнер, с которым должен  сразиться Зигфрид, оказывается психопатом в смирительной рубашке, которого санитары услужливо приводят к воинственному герою в лабораторию конфликта, а волшебная птичка – милой лаборанткой, направляющей Зигфрида к следующей фазе эксперимента.

Все чудеса, волшебства, сверкающие языки пламени и полет Валькирий – все это остается в оркестровой ткани оперы. Дирижер Кристиан Тилеман в интервью крайне лестно отзывается об оркестре Берлинской оперы, отмечая, что музыканты находятся в отличной форме (после спектакля дирижер  ходит по оркестровой яме, обнимая и  поздравляя коллег). Но, учитывая, что  дирижер встретился с оркестром лишь незадолго до премьеры, возможно, дополнительным плюсом оказался тот творческий подъем, который они испытали от этого «экстремального» музицирования. Результат – грандиозный. Оркестр сияет и переливается – холодным металлом и жарким томлением, грозными фанфарами и волшебными красками. Фантастические соло духовых и ювелирная выделка струнных. Отдельное маленькое удовольствие – сцена полета Валькирий, в которой бой-бабы в спортивных штанах собираются «на задание» в актовом зале. И просто сидят на фоне мощного оркестрового полета. При этом Тилеман выдерживает необходимое в Вагнере долгое дыхание, нигде не теряя в темпе и  концентрации. Дирижер признается, что, естественно, не мог присутствовать на режиссерских репетициях, увидев окончательный замысел уже на сцене. Но концепция Чернякова показалась ему столь убедительной и точной, что не вызвала ни тени сомнений. Редкий комплимент  от  «вагнеровского» дирижера.

Кроме лихой закрученной идеи и мощного  оркестра постановка держится на точно  подобранном, штучном исполнительском составе – причем как с вокальной, так и с артистической точки зрения. Эмоциональный Роберт Уотсон в партии Зигмунда, яркая Вида Микнявичуте с ее звенящим вагнеровским тембром  в партии Зиглинды. Хаген – мрачный великан с ужасным родимым пятном на лице в исполнении  звучного баса Мики Кареса (он же исполняет роль абьюзивного полицейского Хундинга). Отличная актерская работа Штефана Рюгамера в партии жалкого нибелунга Миме и блистательный Йоханнес Мартин Кренцле в партии Альбериха – на марафонской дистанции  всего оперного цикла он с максимальной достоверностью вокально и  артистически воплощает эволюцию безумия, разрушившего его персонаж. Одно из неожиданных решений кастинга – Роландо Вильясон в роли нервного  трикстера Логе. Надо отдать должное его актерской игре и великолепной дикции, но убедительность его  южного тенора в вагнеровском репертуаре все-таки оставляет сомнения.

В партии невыносимого антигероя Зигфрида – один из любимых  исполнителей Чернякова и один из лучших вагнеровских теноров Андреас Шагер. Когда-то его  вагнеровская карьера начиналась именно с этой партии – он  экстренно заменил опоздавшего на спектакль певца. Как говорит сам Шагер, его голос не устает от музыки Вагнера, и в двух спектаклях «Кольца» он демонстрирует это  в полной мере без видимых усилий или напряжения. В бесстрашном  Зигфриде деспот и самодур Вотан надеется увидеть свое продолжение. И в определенном смысле видит – когда Зигфрид с ногами развязно укладывается на его  директорский стол или цинично унижает обманутую жену.

Два главных героя и,  конечно, два исполнительских центра этой  семейной саги – Михаэль Фолле в роли Вотана и Аня Кампе в роли  его непокорной дочери  Брунгильды. Фолле немецкая пресса уже окрестила «Вотаном столетия», и с этим  трудно  не согласиться: на протяжении трех спектаклей он  демонстрирует гигантский диапазон вокальных и артистических нюансов – от гневного рокота до тончайшей лирики. Циничный и уверенный в себе управленец, нежный и гневный отец, жалкий нытик перед лицом грядущего краха (если уж говорить о сериалах,  о которых невольно вспоминаешь, просматривая  постановку на телеэкране, сразу приходит на ум американская драма «Наследники» о  шекспировских терзаниях стареющего медийного магната, балансирующего  на качелях между жаждой власти и  отцовской любовью).

Одна из самых сильных по драматическому накалу сцен – финал «Валькирий», развернутый дуэт Вотана и  Брунгильды, в котором соединяется вся гамма чувств двух  очень  близких  людей – ярость, жалость, ненависть,  протест и  любовь. В отличие от Вотана, героиня Ани  Кампе – фигура очень  цельная. Эту цельность она проносит через весь оперный цикл, захватывая публику своим ясным и теплым сопрано и актерской достоверностью.

В одном старом анекдоте Эйнштейн, попав на небо, просит Бога показать ему формулу, по которой создан мир, и обнаруживает там ошибку. И все же, несмотря на эту погрешность, эксперимент  продолжается. Авторы спектакля выводят на первый план классические вагнеровские темы, решенные  в некотором приближении к современному зрителю, – соотношение цели и средства, свободы воли и предначертанности. В финале оперного цикла Черняков оставляет в живых лишь Брунгильду, и, по сути, есть за что – за силу  собственного волеизъявления, за смелость и готовность нести ответственность за свои поступки, за сострадание и, наконец, за способность любить, которой  мало кто  из персонажей обладает. Она уходит с чемоданом в никуда, похоронив мужа, вернув  кольцо, произнеся отцу в глаза последние горькие слова и стирая его из своей памяти. Может быть, у нее еще есть надежда.

Мир на этом не кончается

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»