Вздох счастья События

Вздох счастья

Два значимых юбилея уральской столицы сошлись в этом году: 300-летие самого города Екатеринбурга и 90-летие Театра музыкальной комедии. По этому поводу в театр, как водится, созвали друзей и гостей.

О том, почему оперетта стала излюбленным жанром в стране победившего пролетариата, как она развивалась и меняла свой облик, соответствуя временам и стилям, можно понять на примере Свердловского театра музыкальной комедии. В 1933 году в энергичном промышленном центре заканчивали стройку грандиозного «Уралмаша», тогда же и было решено создать новый музыкальный театр для широкого зрителя, добавив яркую демократичную ноту в палитру уже существующих в городе театров: Оперного, Драмы и ТЮЗа. Открыв свой первый сезон опереттой «Роз-Мари» Фримля и Стотгардта (заметим, американская новинка оказалась в Свердловске всего через девять лет после бродвейской премьеры!), новый театр молниеносно стал достопримечательностью, завоевал расположение и преданную любовь горожан. Поразительный факт: Свердловская музкомедия – театр, которым за всю его историю управляли всего три творческих лидера, три главных режиссера.

Двадцать пять лет длилась эпоха Георгия Кугушева – театрального теоретика и собирателя талантов, сумевшего создать конкурентную столичным труппу. Эпоха, прерванная вынужденной паузой по известным обстоятельствам 1930-х, ведь театральный режиссер был княжеских кровей. Именно при Кугушеве свердловский театр стали называть «лабораторией советской оперетты». В 1963 году началась эра известного режиссера, народного артиста СССР Владимира Курочкина. Тот период позже назовут «золотым веком» Свердловской музкомедии: театр с гастролями объездил весь Союз, его главных артистов знали в лицо, их показывали по Центральному телевидению. А с 1986 года по 2022-й театр возглавлял Кирилл Стрежнев. Прекрасные годы и 60 спектаклей, многие из которых войдут в историю российского музыкального театра: новые темы и смелые идеи, новая режиссура и блистательная когорта актеров-учеников Стрежнева.

Два десятилетия из 36 лет вместе со Стрежневым работал директор по должности, а по сути продюсер, мотор и движущая сила главных театральных процессов Михаил Сафронов. Именно при нем Свердловская музкомедия стала своего рода театром-холдингом, когда помимо основной труппы (солистов, артистов балета, хора и оркестра) в театре появилось несколько самостоятельных творческих образований: ансамбль народных инструментов «Изумруд», детская вокально-хореографическая студия, «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Позже к ним прибавились Джаз-оркестр Платона Газелериди и возникший из недр хора мужской вокальный коллектив Non solo. Новые коллективы расширяют границы жанра и привносят массу новых возможностей. В начале нового века Сафронов поставил задачу реформировать жанр, произвести смену зрительских поколений, и способ для этого выбрал самый надежный, хотя и не самый простой: создание оригинальных спектаклей, сделанных с нулевого цикла, от работы с композиторами и либреттистами до выпуска премьеры. Метод принес свои плоды: одних только «Золотых Масок» у труппы не счесть, как и других наград.

Сегодня театром управляет тандем двух известных режиссеров. Их последние премьеры и вошли в юбилейную программу: «Маскарад» Игоря Рогалёва в постановке главного режиссера Нины Чусовой и «Баядера» Имре Кальмана, осуществленная худруком театра Филиппом Разенковым. А еще был джазовый вечер «Музком-бенд приглашает» и интерактивная экскурсия «Загадки счастливого места».

Но главный праздник случился на юбилейном концерте под названием «Театр в городе». Нет, не безразмерных размеров традиционный гала с папками и официальными речами, от которых сводит скулы. Автору шоу Чусовой вместе с отличной командой постановщиков удалось невозможное: превратить «датский» концерт в захватывающий спектакль, в котором хроника театра оказалась вписанной в историю Свердловска-Екатеринбурга. В нем сумели поведать об этапах большого пути, о взаимной любви города и театра, и каждый номер концерта имел символическое значение. Музыкально-театральное путешествие вглубь веков началось со сцены, навеянной мифами Урала горнозаводского, «Шигирский идол» с музыкой «Изумруда» и хореографией Сергея Смирнова. Хор девушек из «Аскольдовой могилы», спетый ансамблем солисток театра, напомнил, что опера Верстовского была самой первой, сыгранной в Екатеринбурге. Куплеты из музыкальной комедии Щербачева «Табачный капитан» имели отсылкой Госпремию (тогда Сталинскую), полученную театром за спектакль Кугушева в 1946 году. Чередой возникали персонажи легендарных спектаклей-долгожителей Курочкина – «Рыцарь Синяя Борода» и «Путешествие на Луну» Оффенбаха, «Черный дракон» Модуньо и «Пусть гитара играет» Фельцмана. О знаменитых постановках на музыку уральских авторов рассказали фрагменты из оперетты Сергея Сиротина «Царица и велосипед» и коллаж из reality-мюзикла Александра Пантыкина «www.силиконовая дура.net». В попурри из «Принцессы цирка» на сцене появились и цирковые артисты, ведь любимейший спектакль в свое время сыграли на арене Екатеринбургского цирка. Новым составом воссоздали атмосферу уникального проекта Дмитрия Белова – remix-оперы Моцарта Figaro с умопомрачительным микстом из энергетики клубных ритмов и высокой классики XVIII века. Узнали мы и о мечте Разенкова сделать спектакль об уральском роке по песням группы «Чайф». Полюбоваться артистизмом воспитанников Детской студии смогли в отрывке из мюзикла «Оливер!».

 

Одной из главных кульминаций шоу-спектакля стал момент, когда за два рояля сели два прекрасных джазовых пианиста – главный дирижер театра Борис Нодельман и Платон Газелериди. Зазвучал звонкий и летучий Цфасман («Снежинки»), а на множестве сценических экранов понеслись панорамные кадры современного Екатеринбурга, самые лучшие его виды! Вздох восторга и счастья буквально пронесся по залу.

Конечно, «Театр в городе» дал парадный портрет современной труппы Музкомедии – сегодня там есть кому петь, играть, радовать глаз и душу. Зрители постарше окунулись в атмосферу ностальгии, не забыли и звезд прошлого, кумиров публики – Анатолия Маренича, Марию Викс, Полину Емельянову, Нину Энгель-Утину, Виктора Сытника… Кстати, одна из главных примет Свердловской музкомедии – присутствие в труппе нескольких блистательных семейных дуэтов – продолжается и в наши дни. Собственно, как и жизнь любимого городом театра, для которого 90 лет – только очередная веха.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой