Взлет на Олимп История

Взлет на Олимп

К 120-летию Яши Хейфеца

2 февраля (20 января по старому стилю) – большой день для скрипичной цивилизации. Сто двадцать лет назад в этот день в семье Рувина и Хаи Хейфец родился сын Иосиф, которому суждено было стать великим скрипачом Яшей Хейфецем (1901–1987) – королем скрипки, скрипачом от Бога.

Вильна, 1902: «Коллеги Рувина по оркестру кабаре, где он играл на скрипке, разражались громким насмешливым хохотом, когда он позволял себе в очередной раз поделиться с ними грандиозными планами относительно своего сына. После чего разгоряченный отец хватал этих сомневающихся насмешников за рукав, тащил их к себе домой и, призвав к полной тишине, демонстрировал нечто действительно удивительное. Стоя возле детской кроватки, он играл на скрипке ­какую-то фразу из Чайковского. Полная тишина в яслях. Затем, подмигнув скептикам, он играл ту же фразу, взяв неверную ноту. Двухлетний карапуз издавал пронзительный протестующий крик и пытался через прутья кроватки ухватить отца за полу пиджака. В этом музыкально-­критическом жесте Хейфец-отец провидел, как в хрустальном магическом шаре, гудящую от восхищения толпу в Карнеги-­холле»1.

Нью-­Йорк, 1917: «Американский дебют Яши Хейфеца вчера днем в Карнеги-­холле вой­дет в историю как одно из самых замечательных событий в новейшей музыкальной истории Нью-­Йорка.

Этому русскому юноше, говорят, всего шестнадцать лет, хотя ему может быть и восемнадцать, и девятнадцать, если судить по его внешности, и сорок, если судить по его исключительному самообладанию. Но уже сейчас его мастерство владения скрипкой столь совершенно, что сравнить его можно лишь с величайшими виртуозами прошлого и настоящего.

<…> То было событие, которое не скоро забудется: стремительный триумф мальчика, который, без позы или аффектации, околдовал аудиторию, полностью покорив всех профессионалов»2.

Между этими двумя событиями – семейно-­музыкальным и общественно-­музыкальным – вместилась российская часть биографии Хейфеца. Вот этапы его музыкального становления:

Начало начал – освоение под руководством отца «Школы» Берио, этюдов Кайзера и Крейцера, экзерсисов Шрадика, упражнений Вой­цеховского.

1906 год – класс скрипки И. Д. Малкина в Виленском музыкальном училище, куда пятилетний Хейфец был принят на третий курс и уже три месяца спустя играл в публичном концерте Fantasie pastorale Сенжеле, а на выпускном вечере – Концерт ре минор Венявского. В мае 1909 года в Ковно – первое прикосновение к Концерту Мендельсона, ставшему впоследствии визитной карточкой Хейфеца.

1910 год – Петербургская консерватория, где девятилетний вундеркинд начал обучение на высшем курсе в классе И. Р. Налбандяна: мажорно-­светлый, романтически-­приподнятый Первый концерт Паганини, ми-бемоль-­мажорный ноктюрн Шопена – Сарасате, Каприс № 24 ля минор Паганини – Ауэра.

Весна и лето 1911 года – сольные концерты в российской столице и в Одессе – «Интродукция и рондо-­каприччиозо» Сен-­Санса, подступы к скрипичным концертам Чайковского и Глазунова. Появление на афишах вместо родового имени Иосиф концертного псевдонима: отныне и до конца жизни он – Яша Хейфец.

Осенью 1911 года, как исполнение заветной мечты, состоялся перевод Хейфеца в консерваторский класс Л. С. Ауэра, патриарха отечественной скрипичной педагогики. Продолжение работы над Концертом Чайковского и над «Цыганскими напевами» Сарасате. Домашние занятия общеобразовательными предметами под руководством Зиновия Кисельгофа.

Февраль 1912 года – первое публичное исполнение Концерта Чайковского (под рояль) на гастролях в Варшаве.

Май 1912-го, Германия – выход на европейскую эстраду; знакомство в Берлине со своим музыкальным кумиром – Фрицем Крейслером.

Октябрь – декабрь 1912 года – концертное турне по Германии и Австро-­Венгрии (Берлин, Кёнигсберг, Прага, Дрезден, Бранденбург, Гамбург, Берлин). Впервые в жизни исполнение Концерта № 1 Бруха. Концерт Чайковского с оркестром Берлинской филармонии под управлением А. Никиша.

Яша Хейфец с И. Р. Налбандяном. Санкт-Петербург, 1911

Лето и осень 1913 года – отдых и занятия в Лошвице (предместье Дрездена) в составе интернациональной скрипичной группы учеников Л. С. Ауэра. В учебной работе – «Шотландская фантазия» Бруха, Чакона Витали, «Пальпити» Паганини, а также Пятый концерт Вьётана. Выступления в Берлине и Дрездене: Концерт Юлия Конюса, Тарантелла Ауэра и, главное, «Испанская симфония» Лало. Выступления в Вильне и в Киеве.

Зима 1914-го – концерты в Гевандхаузе (Лейпциг) с оркестром под управлением А. Никиша и в Вене с оркестром Венского концертного общества под управлением В. И. Сафонова. Концерты в Будапеште.

Лето 1914-го – отдых и учеба с Л. С. Ауэром в Лошвице. Начало вой­ны. Поездка в Берлин для покупки скрипки работы Тонони. Семья Хейфеца интернирована в Германии. Возвращение в военный, по-декабрьски холодный Петроград.

1915 год – продолжение занятий с Л. С. Ауэром. Сольный концерт в Малом зале Петроградской консерватории: Rêverie Танеева, соната Тартини «Дьявольская трель», «Испанские танцы» Сарасате, до-минорная соната Грига, «Песня без слов» Мендельсона – Ахрона, La Capricieuse Элгара, Соната ля мажор Франка. Выступления в мероприятиях в честь юбилея А. К. Глазунова.

1916 год – сольный вечер в Малом зале Петроградской консерватории: Третий концерт Сен-­Санса. Гастрольная поездка по городам европейской России (Москва, Киев, Харьков, Екатеринослав, Тифлис). Летний отдых и занятия с Л. С. Ауэром в Норвегии – сольный дебют в Христиании и в Бергене, выступления в Копенгагене. Возвращение в Петроград. Исполнение Скрипичного концерта А. К. Глазунова под дирижерским управлением автора.

1917 год – сольные концерты в Малом зале Петроградской консерватории: ля-мажорный скрипичный концерт Моцарта и «Скерцо-­тарантелла» Венявского, Grand Adagio (из балета «Раймонда») Глазунова, Árva (Valse mignonne) Юона, Un poco triste и Бурлеска Йозефа Сука, «Мелодия» Глюка (из оперы «Орфей и Эвридика») в аранжировке Крейслера, Гавот и Рондо Баха. Впервые в этот вечер сыграл Scherzo Чайковского – Ауэра из цикла «Воспоминание о дорогом месте». Фантазия Паганини на тему английского гимна God Save the King и «Шотландская фантазия» Бруха, «Сюита в старом стиле» (ор. 21) Ахрона. Концертное турне по южным городам России (Киев, Екатеринослав, Харьков, Полтава, Гомель, Ростов).

Яша Хейфец с Л. С. Ауэром. Нью-Йорк, 1919

27 июня 1917 года – отъезд на гастроли в США по договору с Музыкальным бюро Вольфсона.

27 октября 1917-го – дебют в Карнеги-­холле: Чакона Витали – Шарлье, Концерт № 2 Венявского, Ave Maria Шуберта – Вильгельми, Менуэт ре мажор Моцарта – Бурместера, Ноктюрн Шопена – Вильгельми, Хор дервишей и Марш из «Афинских развалин» Бетховена – Ауэра.

Итак, от гамм и этюдов под руководством отца – к вершинам мирового скрипичного репертуара: Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Венявский, Сен-­Санс, Брух, Чайковский, Глазунов. Следуя своему кумиру, Фрицу Крейслеру, Хейфец много внимания уделял продвижению произведений малой формы. Он был одним из первых скрипачей, кто попытался говорить с публикой на языке интимно-­личностном, не ограничиваясь академическими музыкальными формами, воздействующими на публику как на общность, а обращаясь к каждому слушателю отдельно, индивидуально. Это соответствовало запросам эпохи, художественно-­эстетическим поискам, проявлявшимся во всех видах творчества – в поэзии символистов, в рисунках и полотнах мирискусников, в сценическом искусстве Комиссаржевской и Мейерхольда, в балетах Фокина, во всей художественной атмосфере российского Серебряного века. Стилистические и репертуарно-­жанровые поиски стали для Хейфеца российского периода осязаемыми уроками освоения эстетических принципов своего времени, этапом вхождения в атмосферу художественной жизни начала ХХ века.

Триумфальный дебют Хейфеца в Карнеги-­холле распахнул перед ним горизонты всемирной славы. На протяжении многих десятилетий Хейфец активно гастролировал по всему миру. В 1920 году он дебютировал в Лондоне (Квинс-холл); в 1921-м отправился в тур по Австралии; в 1926-м концертировал в Палестине; в 1934-м посетил с концертами СССР (Москва, Ленинград). В годы Второй мировой вой­ны выступал перед солдатами союзных вой­ск в Северной Африке. В 1960-е годы начал преподавать в Университете Южной Каролины; с 1981-го преподавал на дому.

Яша Хейфец, 1969

В личностном плане Хейфец был сложной, противоречивой натурой. На протяжении жизни был горяч в разноплановых увлечениях: теннис, фотография, гонки на электромобиле и копание в его моторе, французский язык с погружением в парижские диалекты, игра на аккордеоне. Во взрослом Хейфеце явственно проглядывают черты характера его консерваторского наставника – Леопольда Семеновича Ауэра. Ставшую притчей во языцех пунктуальность Ауэра Хейфец перенес не только на своих учеников: приглашенный на званый ужин гость, опоздавший на минуту к назначенному часу, оказывался перед запертыми воротами, и ничто уже не могло помочь преодолеть эту преграду – ни звонки, ни горестные автомобильные гудки. Хейфец не терпел беспорядка ни в чем. Все держал под своим контролем – как настроен инструмент ученика, по какому изданию он играет, параллельно ли один к другому лежат на крышке рояля приготовленные к уроку карандаши… Мелочей, от которых можно отмахнуться, для него не существовало. Как ­когда-то консерваторцы боялись и обожали Ауэра, так и Хейфеца в его зрелые годы боялись ученики, аккомпаниаторы, друзья. Боялись и поклонялись ему.

Набиравший обороты ХХ век апеллировал к интеллекту как к главному инструменту познания мира. Во всех областях творческой и научно-­гуманитарной деятельности – в живописи и скульптуре, в поэзии и театре, в литературоведении и языкознании – вершилось философское осмысление форм, в которых духовное находит свое проявление, овеществление. В искусстве не бывает черты, позади которой остается старое, впереди которой – новое. Но в любой области искусства есть творцы, в которых новое находит свое сущностное воплощение. Скрипичный ХХ век нашел себя в Хейфеце, в его прорывах к суровой философии, в его сопряженном с монологической экспрессией интеллектуализме.

Трагический характер мироощущения Хейфеца ставит его творчество вровень с эпохой. Но доминантой его исполнительского искусства – на фоне всех катаклизмов и бурь ХХ века – был миропорядок. Миропорядок, который он утверждал музыкой Вивальди и Баха, Брамса и Чайковского, Прокофьева и Гершвина. Миропорядок, где царствуют интеллект и логика – логика мысли и логика эмоций, в котором, наперекор разрушительным стихиям, главенствует разум. И люди благодарны Хейфецу за саму возможность соприкосновения с высокой гармонией ума и сердца, которую им дарит его игра.


1 Woollcott Alexander. The Quest of a Lost Childhood // The Saturday Evening Post. 1928. April 7.

2 Max Smith. Boy Violinist Wins Triumph // New York American. 1917. October 28.

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой