Wagner. Der Fliegende Holländer <br> Gerald Finley, Lise Davidsen <br> Orchestra and Chorus of Norwegian National Opera <br> Edward Gardner <br> Decca Релизы

Wagner. Der Fliegende Holländer
Gerald Finley, Lise Davidsen
Orchestra and Chorus of Norwegian National Opera
Edward Gardner
Decca

«Летучий Голландец» Рихарда Вагнера, несмотря на небольшую продолжительность (чуть более двух часов), – настоящее испытание для дирижера. От его интерпретации зависит, станет ли опера захватывающей драмой или испытанием для слушателя. У меня перед глазами два недавних живых опыта. Первый – стремительная и легкая трактовка Филиппа Чижевского (спектакль Константина Богомолова, копродукция Пермского театра оперы и балета и театра «Новая Опера»), где два часа проносятся молниеносно. Другой – классическая постановка Кристиана Шпука в Немецкой опере в Берлине под управлением Ивана Репушича, где те же ноты звучали бесконечно долго и невыносимо мучительно. Тем интереснее познакомиться со свежей полной записью из Норвежской национальной оперы под руководством англичанина Эдварда Гарднера.

С первых тактов увертюры становится ясно: перед нами тщательно продуманная и драматургически выстроенная работа. Гарднер находит идеальный баланс между плотностью и прозрачностью. Оркестр звучит пружинисто и контрастно, особенно в темах, связанных с Голландцем и морской стихией. Его звук мощный, но не перегруженный; мы можем различить все нюансы сложной вагнеровской оркестровки, услышать каждую краску. Оркестр создает саспенс в моменты мистического ужаса, рисует струнным тремоло рябь на воде в пророческом сне Эрика и превращается в роскошный, но совсем не пошлый фон для праздника моряков в третьем акте. Отдельной похвалы заслуживает хор Норвежской оперы: воздушный и легкий в сцене с прялками, прекрасно артикулированный и мощный в песнях норвежских моряков и жуткий в потусторонних ответах команды Голландца.

Джеральду Финли удается создать сложный, многогранный и убедительный образ Голландца. Его герой – не инфернальный злодей и не пассивный страдалец. Это знающий себе цену волевой мужчина с красивым тембром и отчетливой дикцией, но при этом глубоко несчастный. В его монологе Die Frist ist um мы слышим не просто констатацию проклятия, здесь вся гамма чувств: отчаяние, жажда смерти, робкая надежда на спасение. В диалогах с Даландом он сохраняет отстраненное благородство, а в дуэте с Сентой раскрывается его лирическая сторона, способность на глубокое и сильное чувство. Его голос звучит настолько убедительно и благородно, что выбор Сенты кажется не просто предопределенным, но единственно возможным.

Лиз Давидсен справляется со сложнейшей партией Сенты не только технически, но и актерски. Ее героическому порыву в балладе веришь безоговорочно; резкий, отрывистый аккомпанемент оркестра лишь подчеркивает внутренний надлом героини. В более лирических, нежных фрагментах голос Давидсен иногда звучит излишне жестко, но эту особенность можно трактовать и как часть образа: ее Сента не наивная мечтательница, а человек, уже сделавший свой выбор. Она может быть любящей и заботливой, но ее истинная природа – отчаянная решимость идти до конца. Эта внутренняя сила делает ее равной Голландцу и объясняет, почему именно она способна спасти его.

На фоне сложных и глубоких образов Голландца и Сенты Эрик (Станислас де Барбейрак) и Даланд (Бриндли Шерратт) звучат спорно. При всем вокальном мастерстве де Барбейрака его Эрик кажется драматическим просчетом: он нарочито оперный, неубедительный и истеричный. Он почти кричит, иногда любуется собой – и не вызывает сочувствия. Эта экспрессия не действует ни на Сенту, ни на нас. В результате любовный треугольник фактически не складывается. Что касается исполнителя роли Даланда, то его круглый, чуть гнусавый тембр звучит излишне гротескно, диссонируя с общим мрачным колоритом музыки Вагнера.

Запись под управлением Эдварда Гарднера захватывает не только безупречным качеством звучания, но и заставляет глубоко сопереживать сюжету Вагнера. Глубина и трагедия, звучащие в голосе Джеральда Финли, пленяют ранимую и одновременно полную отчаянной решимости Сенту. Мы выбираем Голландца. И мы верим в самопожертвование Сенты. И совершенно не замечаем, как пролетают два часа и десять минут этой запоминающейся записи – выдающиеся дирижер и солисты делают так, что никакого спектакля для этого и не нужно.

Джеральд Финли: Музыка дает возможность поразмышлять о надежде и о торжестве светлой стороны человеческой сущности над темной