Не будет преувеличением сказать, что каждая новая запись любой из музыкальных драм Рихарда Вагнера вызывает как живой интерес, так и неизбежные сравнения с «корифеями-вагнерианцами» прошлых лет, будь то дирижеры, оркестры или певцы. Не избежит своей участи и «Валькирия», выпущенная на лейбле BR-Klassik, live-запись из Геркулес-холла Мюнхенской резиденции с концертного исполнения оперы 2019 года.
В свое время один из крупнейших дирижеров современности, «истинный британец» сэр Саймон Рэттл признавался, что Вагнер – «не его композитор». С тех пор многое изменилось, в частности, отношение Рэттла к Вагнеру, музыку которого он теперь исполняет довольно регулярно и со вкусом. Хотя к плеяде именно «вагнеровских дирижеров» он по-прежнему не принадлежит, являясь более симфоническим дирижером, чем оперным. И тем интереснее его оперные интерпретации, всегда оригинальные, с индивидуальным изысканным дирижерским почерком.
Между «предвечерьем» тетралогии «Кольцо нибелунга» – «Золотом Рейна», записанным Рэттлом в ноябре 2015 года также совместно с Симфоническим оркестром Баварского радио и имевшим безоговорочный успех, – и «первым днем», «Валькирией», прошло более трех лет. Несколько изменился интернациональный состав солистов, в частности, партию Вотана вместо «истинного немецкого вагнерианца», звезды Байройтского фестиваля Михаэля Фолле поет английский бас-баритон Джеймс Рутерфорд. К сожалению, это не самая удачная замена, так как голос Рутерфорда несколько расшатан на верхах и явно проигрывает сочному басу Фолле. Зато солистка Венской оперы Элизабет Кульман – великолепная Фрика – безоговорочно хороша. Четкая дикция, гибкий, свободно льющийся голос с изобилием динамических оттенков, что особенно ценно в психологически напряженной сцене с Вотаном из второго действия – только ради такой Фрики любители Вагнера просто обязаны приобрести данную запись!
Но этого мало! Австралиец Стюарт Скелтон в партии Зигмунда демонстрирует свой талант настоящего опытного вагнеровского тенора (за его плечами Эрик, Лоэнгрин, Риенци, Парсифаль, Тристан). Он – главное украшение рэттловской «Валькирии». И не только по красоте и мощи голоса, но и по драматическому таланту: энергетика певца «достает» даже при прослушивании, без присутствия в зале. Сцена Wa··lse! Wo ist dein Schwert? – пожалуй, самая захватывающая и впечатляющая. Браво!
Зиглинду поет нидерландская певица Эва-Мария Вестбрук, а Брунгильду – шведка Ирен Теорин. Голос Вестбрук идеально подходит к Скелтону, можно сказать, дополнительно выигрывает в ансамбле с ним, что делает не столь заметными порой «проскакивающие» неприятно тремолирующие ноты.
А вот за Теорин по-настоящему обидно! Эта прекрасная певица, не раз великолепно показывавшая себя именно в вагнеровских партиях, включая неоднократное участие в Байройтском фестивале, в этот раз пребывает явно не в лучшей форме. При мягкости и наполненности среднего и нижнего регистров, верхний звучит слишком напряженно, что говорит об «усталости» голоса. Правда, эти претензии, так сказать, «по гамбургскому счету», а в целом Брунгильда Ирен Теорин способна тронуть даже «закоренелого вагнерианца».
Что же касается оркестровой палитры, то Рэттл, как это ни парадоксально для Вагнера, особое внимание уделяет струнным, «задвигая» духовые на второй план. Кроме того, он вольно обращается с темпом, порой заметно убыстряя его. С одной стороны, это делает действие более динамичным. Но с другой – теряется тонкий лиризм, проникновенность отдельных фрагментов одной из самых «человечных» и трепетных музыкальных драм Вагнера. Хотя не будем придираться. Конечно, несколько холодноватая и отстраненная интерпретация Рэттла будет безоговорочно воспринята далеко не всеми. Но это не делает ее менее интересной и достойной внимания. В любом случае, это Вагнер, которого вы еще не слышали!