Британский лейбл Naxos вопреки всей геополитике выпустил альбом, в описании которого не обойтись без слов «русский» и «советский». Произведения советского композитора Мечислава (Моисея) Вайнберга играют русские исполнители – виолончелист Николай Шугаев и Тюменский филармонический оркестр под управлением Юрия Медяника. Правда, Шугаев для европейской публики давно свой: учился не только в Гнесинской десятилетке и Московской консерватории, но и в вузах Швейцарии и Швеции, много концертировал в Италии, Финляндии и других странах. Да и Вайнберга, родившегося в Польше, уже во взрослом возрасте оказавшегося в СССР и хлебнувшего там немало горя (вплоть до тюремного заключения), было бы справедливее назвать не советским, а антисоветским – несмотря на официальное признание в поздние годы.
Так или иначе, новый диск интересен, конечно, не только и не столько национальными вопросами. Важнее, что здесь встречаются два произведения Вайнберга, которые связаны друг другом самым непосредственным образом, но никогда прежде не оказывались в одном издании. Это Концерт для виолончели с оркестром ор. 43 и Концертино для виолончели и камерного оркестра op. 43bis. Первое сочинение широко известно, регулярно исполняется (первым его сыграл Мстислав Ростропович) и выпускается на аудионосителях. Второе же – настоящий раритет. Концертино было опубликовано после смерти автора и впервые прозвучало в 1999 году. Но записей по-прежнему раз-два и обчелся. Шугаев и Медяник исправляют ситуацию, предлагая сравнить два опуса и тем самым заглянуть в творческую лабораторию Вайнберга.
Основная часть материала будущего Концерта уже есть в Концертино. Композитор расширяет форму, дополняет развивающими разделами, ну и заменяет струнные на полноценный симфонический оркестр. И иногда это существенно меняет характер музыки – например, в части Moderato, где меланхоличное звучание вдруг прорезается экспрессивным соло трубы. Хотя, надо признать, новая интерпретация более сдержанная, чем запись того же Ростроповича с Госоркестром СССР под управлением Геннадия Рождественского. Виолончель Николая Шугаева радует богатым, выразительным тембром, но волю эмоциям исполнитель дает очень дозированно: в его руках инструмент «говорит» голосом мудрого, сдержанного человека. Поддерживает этот подход и Юрий Медяник со своим оркестром. И иногда кажется, что при всей филигранности работы здесь недостает той внутренней силы, что была у Рождественского и ГСО. Однако некоторая отстраненность, даже осторожность на самом деле созвучны и музыке Вайнберга, и самой эпохе, когда многие чувства и мысли не выражались прямо, но читались между строк.
Помимо Концерта и Концертино на диск попала Фантазия для виолончели и оркестра – произведение редкой мелодической красоты с ярким национальным колоритом. Наличие этих трех опусов позволило дать релизу громкое название Complete Music for Cello & Orchestra, хотя в данном случае это звучит немного комически, учитывая малочисленность сочинений Вайнберга для упомянутого состава. Зато как бы в качестве бонуса, компенсирующего маркетинговую уловку, покупателю предлагается скачать в виде аудиофайлов еще один опус классика – уже без солирующей виолончели, но близкий по времени создания и к Концертино, и к Фантазии, а кроме того, перекликающийся с ними благодаря использованию фольклорного тематизма: речь идет об оркестровой сюите «Польские напевы». И здесь нельзя не отметить, насколько свободно и органично чувствует себя тюменский коллектив, работая с этим весьма непростым материалом.