Я буду ждать до самого конца События

Я буду ждать до самого конца

В Московской консерватории прозвучала вокальная лирика Микаэла Таривердиева

В преддверии Международного женского дня в Рахманиновском зале состоялся концерт с поэтическим названием «Любовь вне времени». Приглашенная солистка Большого театра сопрано Екатерина Скусниченко и пианистка Юлия Куприянова представили избранные страницы камерно-вокального творчества советского классика Микаэла Таривердиева. Дуэт педагогов Московской консерватории, успешно совмещающих преподавательскую и концертную деятельность, еще раз напомнили о том, что Таривердиев – это не только автор музыки к фильмам «Ирония судьбы» и «Семнадцать мгновений весны», но и выдающийся композитор-лирик, автор четырех опер, четырех балетов, множества романсов. Несколько из них, а также моноопера «Ожидание» в переложении для голоса и рояля были преподнесены прекрасной половине Рахманиновского зала в качестве весеннего подарка. Екатерина Скусниченко, Юлия Куприянова, а также ведущая концерта музыковед Ярослава Кабалевская погрузили в теплую, уютную атмосферу, буквально согревающую в прохладный мартовский вечер.

Первое отделение было посвящено моноопере «Ожидание», написанной на текст поэмы Роберта Рождественского, которую Таривердиев изящно переработал, сняв бытовые подробности и отсылки к советской действительности, но сохранив при этом пафос высказывания поэтов-шестидесятников. Героиня «Ожидания» – окончательно отчаявшаяся найти свое счастье, но в глубине души надеющаяся на счастливый финал женщина, которая пришла на свидание на тридцать минут раньше мужчины и мучается сомнениями в духе «а придет ли он?». Взволнованные декламации певицы, ее постоянное обращение к невидимому возлюбленному заставляют вспомнить «Человеческий голос» Пуленка – монооперу, которая и вдохновила Микаэла Леоновича, однако и экспрессионистский накал, своего рода «драма крика» Шенберга и его «Ожидание» здесь тоже отчетливо ощущались. Но главное, что отличает монооперу Таривердиева от ее предшественниц, – те самые доверительные, душевные интонации таривердиевских мелодий, в которых есть и тоска, и печаль, и светлая грусть. Екатерина Скусниченко блистательно передала богатство оттенков вокальной партии, наполненной речитативами, тесситурными скачками, тонкими динамическими нюансами, убедительно показав этапы этой исповедальной истории, – то, как в душе застенчивой женщины, не избалованной мужским вниманием («явилась первой – надо было опоздать»), рождается утверждение-клятва «я буду ждать до самого конца». Деликатный, аккуратный аккомпанемент Юлии Куприяновой подчеркивал и усиливал томительную атмосферу беспокойства и ожидания, равно как и видеопроекция на экране, изображающая суету улицы советского города (художник – Константин Куприянов).

Вторая половина программы по своему настроению оказалась созвучна первой. Дуэт исполнил избранную вокальную лирику Таривердиева – как не столь известные широкому слушателю фрагменты из вокального цикла «Вместо письма» на стихи Маяковского, романс «Попытка ревности» на стихи Цветаевой, сонеты Шекспира из музыки к телефильму «Адам женится на Еве», так и бессмертные хиты: «Я спросил у ясеня» на слова Киршона, «У зеркала» и «Мне нравится…» на стихи Цветаевой. Отказавшись от эстрадной, почти бардовской интонации Аллы Пугачевой, в чьем исполнении этот романс закрепился в сознании публики, Екатерина Скусниченко превратила его в чувственную арию, словно из романтической оперы XIX века. Не исключено, что Микаэл Таривердиев, вошедший в историю как автор саундтрека к «Иронии», но всегда причислявший себя к серьезным академическим композиторам, эту интерпретацию бы одобрил. Остается надеяться, что такие замечательные эксперименты и приношения Таривердиеву – не только кинокомпозитору – станут доброй традицией сегодняшних исполнителей.

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

Не требуя наград за подвиг музыкальный События

Не требуя наград за подвиг музыкальный

В Большом зале консерватории выступили ГАСО Республики Башкортостан и Денис Мацуев