Я стану легендой… История

Я стану легендой…

Тридцать лет назад умер Фредди Меркьюри

Фредди Меркьюри – творческий лидер самой непредсказуемой и экспериментальной группы, которая вошла в историю с песней The Bohemian Rhapsody, признанной в 2000 году в Великобритании «лучшей песней тысячелетия». Часто возникают вопросы: какой была бы группа без Фредди Меркьюри? стала бы она легендарной? каким было бы творчество великого музыканта в наши дни – в эпоху блогеров, тиктокеров? Ответов мы не получим никогда, но можно не сомневаться, что безвременный уход Меркьюри лишил мир чего-то действительно уникального.

Люди нынешнего поколения воспринимают Фредди Меркьюри как человека жизнелюбивого, открытого миру. Его сценический образ кричит о яркой, насыщенной жизни. И не удивительно, ведь на всех выступлениях, даже самых ранних, Фредди вел себя как король сцены. Выступая на разогреве группы Mott the Hoople, он при помощи вокала и царственных поз так будоражил зрителей, что на поддержку основной группы у них не оставалось сил. Сложно представить, что под этим образом скрывался очень скромный человек, который переживал из-за неполноценного принятия его обществом в связи с нетрадиционной ориентацией. Он не любил общаться с незнакомцами, зато полностью раскрывал душу перед друзьями и близкими по духу людьми.

Благодаря любви Меркьюри к оперному искусству, рок-музыка встретилась с классическим жанром в едином пространстве: в композициях Queen можно разглядеть барочные принципы, такие как разнохарактерные стилевые эпизоды, подражание итальянской манере оперного пения bel canto. Песней, где наилучшим образом претворилась в жизнь идея соединения рока с оперой, стала The Bohemian Rhapsody. Композиция с «эпиграфом», исполненным a cappella, фортепианной балладой, серединным «оперным» эпизодом и драйвовым хард-роковым финалом шокировала в 1975 году музыкальную общественность. Бурные эмоции вызвала не столько длительность «Рапсодии», сколько смелые музыкальные соединения стилей и спецэффекты в клипе. Песня до сих пор вызывает множество споров о толковании текста, о значении разных персонажей в оперном фрагменте. Сам же Фредди никогда не комментировал содержание своих композиций, оставляя это зрителям: «Она – из тех песен, что заставляют фантазировать. Думаю, людям просто следует ее слушать, думать о ней, а затем самим решать, что она им говорит».

После 1975 года жизнь группы сильно изменилась. Один за другим – туры, концерты, записи альбомов… Жизнь, насыщенная ночными приключениями, стала надоедать Фредди. Среди толпы он не находил утешение: «По сути, мой вид одиночества пережить тяжелее всего. Одиночество вовсе не означает, что ты заперт один в своей комнате. Ты можешь быть в людном месте и ощущать себя по-прежнему самым одиноким человеком, потому что никому по-настоящему не принадлежишь».

Несмотря на длительные отношения с Мэри Остин, которые послужили созданию прекрасных лирических песен – Love of My Life, You Take My Breath Away и Somebody to Love, – именно в этих композициях просвечивает тема одиночества. Если первые две приближены к романтическому жанру поэмы и навеяны творчеством Шопена, то в Somebody to Love ярко просвечивается влияние госпела, что приближает композицию к молитве: автор затрагивает важные жизненные вопросы поиска родственной души и веры в Бога.

Начало 1980-х годов ознаменовало усталость музыкантов Queen друг от друга: сказывалась непрерывная совместная работа в течение многих лет. После выпуска альбома HotSpace они решили сделать паузу и разошлись на полтора года по самостоятельным проектам. Позже группа воссоединилась, чтобы выпустить альбом The Works.

Международный благотворительный концерт Live Aid в Лондоне 13 июля 1985 года можно назвать кульминационным моментом в творчестве группы. Грандиозный фестиваль транслировался на весь мир, в нем принимали участие лучшие рок-музыканты – Дэвид Боуи, Элтон Джон, Пол Маккартни, Sting и многие другие. От Queen не ожидали ничего выдающегося, так как считалось, что время группы прошло, но выступление на Live Aid показало, что это мнение было ошибочным. Главный координатор проекта Пит Смит вспоминал, что никто из участников особенно не готовился к концерту, кроме Queen. Они вышли на сцену и «порвали» Уэмбли. Тогда никто не догадывался, что группа стоит на пороге трагедии: Фредди заразился ВИЧ.

В последние пять лет жизни Меркьюри не переставал заниматься творчеством. Он записал совместный альбом Barcelona с Монтсеррат Кабалье. Этот неожиданный тандем дал толчок для развития такого направления, как кроссовер. Оперный вокал в нетрадиционном обрамлении популярной музыки – такова была формула, в успешность которой представители поп-индустрии поверили не сразу. Нужно было время, чтобы эта идея проросла и получила развитие.

Фредди не прекращал работу с Queen. После достаточно удачного альбома The Miracle музыканты принялись за Innuendo. Этой пластинке было суждено стать последней, изданной при жизни Меркьюри. Он был верен своим словам, которые он произнес в знаменитом интервью Дэвиду Вику: «Когда иссякнет источник моего творчества? Я не думал об этом. Никогда этого не будет! Я умру раньше».

The Show Must Go On – лебединая песня тяжело больного Меркьюри – была записана в 1990 году. Брайан Мэй – автор музыки и слов – сомневался, что Фредди найдет силы спеть свою партию. От былого образа физически крепкого мужчины к тому времени осталась лишь тень. Тем не менее Фредди, превозмогая боль, сделал все, что от него зависело: сделанная с первого раза запись The Show Must Go On стала единственной и эталонной. Голос Фредди Меркьюри на ней такой же яркий, как в лучшие годы.

Меркьюри стремился оставить после себя как можно больше материала, чтобы у Queenбыла возможность опубликовать эти фрагменты спустя какое-то время. Так родился альбом Made in Heaven. Сессия в швейцарском Монтрё шла чрезвычайно тяжело. Фредди требовались длительные перерывы, но, превозмогая чудовищную боль, он возвращался в студию. Силы покинули его, когда музыканты работали над песней Mother Love – Фредди не допел один куплет.

Сегодня Queen (два действующих представителя «королевской четверки» – Брайан Мэй и Роджер Тейлор) исполняют свой классический репертуар с молодым американским певцом Адамом Ламбертом. У него свой стиль, другой тембр голоса. Он не стремится подражать Фредди, ни в коей мере не пытается копировать или имитировать его манеру пения или поведение на сцене, хотя у Меркьюри тысячи эпигонов по всему миру. Костюмы Фредди выставлены в экспозициях Hard Rock Cafe, его образ узнаваем, любим. Фан-сообщество продолжает нести королевскую мантию – популяризировать всеми доступными средствами наследие Queen. А Фредди… Он продолжает жить в сердцах миллионов тех, кто нуждается в добром друге. It’s a miracle!