«Я» – твой звук События

«Я» – твой звук

В Гнесинке представили перформанс Ольги Бочихиной in↔out

Музыка – это все, что звучит вокруг. Эта фраза, брошенная однажды Джоном Кейджем, на многие годы определила оптику восприятия звука как параметра внешнего. Композитор Ольга Бочихина мыслит иначе: звук – то, что происходит внутри. «Мне захотелось парадоксальным образом соединить две несводимые, с точки зрения Кейджа, линии: музыка как слышимое (то есть существующее в окружающем мире), и музыка как субстанция неслышимая (то есть существующая только в “уме и чувствах человека”», – говорит она. Свои мысли автор воплотила в перформансе под названием in↔out, который прошел в Академии Гнесиных 14 и 16 октября на фестивале Gnesin Contemporary Music Week.

Кураторы проекта Татьяна Яковлева и Ирина Севастьянова вместе с композитором обозначили жанр перформанса как ID. Подобно идентификатору из цифрового мира, Ольга Бочихина сосредоточилась на исследовании механизма восприятия звука и предложила слушателям аудифицировать то, что звучит внутри. Возможно ли это вообще? Зависит от открытости зрителей к экспериментам с собственным восприятием.

Точка входа в перформанс отсутствует: ты попадаешь в полутемный зал и видишь лишь экран. Постепенно экран начинает заполняться маленькими сотами Zoom – одного из самых популярных приложений после локдауна. В маленьких окошечках появляются люди, которые куда-то движутся. Ты воспринимаешь их отдельные слова, звуки, жесты. Всё вместе это перемешивается в твоей голове. Постепенно становится понятно, что все эти разные люди движутся к Гнесинке – месту, где происходит перформанс. Экран гаснет.

На входе каждый зритель получает цветной браслет – теперь же все делятся на несколько групп в соответствии с цветом браслета. У каждой группы есть проводник – человек, который будет сопровождать группу на протяжении перформанса. Путешествие начинается.

Документировать ID-перформанс – занятие бессмысленное, равно как невозможно запечатлеть живое течение перформанса вообще. Следующий текст можно читать в любом порядке, подобно нескольким маршрутам в ID-перформансе. Никогда не угадаешь, какой достанется тебе, как все сложится в твоей голове и что ты почувствуешь в итоге.

Комната с музыкантами

В полутемной галерее сидят несколько музыкантов, образуя круг. Зрители размещаются за их спинами. Сначала музыканты исполняют один единственный звук, передавая его от инструмента к инструменту. Из этой материи, из обрывочных и неуверенных фраз вдруг проступает мадригал Джезуальдо. Инструментовка мадригала необычная: есть «мнимые» голоса, которые играют то одну, то другую партию. На пресс-конференции Бочихина рассказала, что на этот шаг ее вдохновили опыты итальянского современного автора Сальваторе Шаррино.

Неясные переходы и зыбкие границы, ренессансная музыка, игры с акустикой пространства – все это перестраивает твое восприятие. В инструкции перед входом в комнату сказано выбрать одного музыканта и сосредоточиться на его партии, пройти этот звуковой путь вместе с ним. Музыка – это то, что звучит вокруг.

Дмитрий Ефремов, перформер: «Прогулка – начальная точка перформанса. Идешь и стараешься запомнить все, что звучит вокруг. Расставляешь какие-то акценты, “записываешь” этот фон в памяти. Но когда ты находишься в темной комнате, то должен максимально дистанцироваться от зрителей и других перформеров, дистанцироваться от окружающих звуков – многие перформеры приходили в берушах.

Я старался сконцентрироваться на себе и преодолеть все услышанное мною по пути в Гнесинку. Пребывание в темной комнате – это и воспоминание через редукцию памяти, и поиск чего-то глубинного – того, что скрыто внутри тебя самого. Большее количество времени я смотрел в пустоту и старался воспроизвести это через звук. Для меня не было конкретных звуков в физическом смысле, скорее ты пытаешься документировать визуальные образы».

Темная комната

Ты входишь в темную комнату и слышишь отдельные звуки. Одни – резкие и пронзительные, другие – мягкие и приятные. Можешь перемещаться по комнате: подойти ближе к источникам звука или наоборот – отойти подальше, чтобы все эти звуки смешались и заполнили твою голову. Старайся фиксировать все, что ты слышишь.

Ольга Бочихина, автор ID-перформанса: «Темная комната – место, где человек может себя “проявить”, как это делают фотографы. Ты являешься белой бумажкой, на которой вдруг начинают проявляться тени или образы. А может быть, их и нет или быть не должно. Поэтому ты в этой ситуации и проявитель, и проявление. Здесь эта алхимия возможна».

Комната за стеклом

Ты входишь в аппаратную звукорежиссера и видишь через стекло людей, которые погружают руку в пять разных коробок. К каждой из коробок подсоединен микрофон, и ты слышишь, как каждая из них звучит. С этим звуком можно работать: убирать частоты, выключать громкость одних и прибавлять громкость других. Мы хотим идентифицировать события, происходящие в процессе, через осмысление границ внутреннего и внешнего. Звук – это то, что звучит между.

Для композитора Ольги Бочихиной ID-перформанс стал личной историей: «Раньше мне казалось, что лучший способ – “жить внутри”. Смотрела на людей, которые “живут снаружи”, и это дико пугало. Затем я нашла баланс, который прекрасно сформулировал Джон Кейдж в одной из своих лекций. Он рассказывал о пустой комнате, в которую вы привносите себя. Вас не тревожат окружающие звуки – вы слушаете себя. Проецируете себя и тем самым узнаете больше о своем “я”».


Комната с коробками

Ты входишь в комнату с пятью коробками. Их содержимое скрыто от глаз, но в каждой из коробок есть отверстие. Тебе нужно подойти и запустить туда свою руку. Что внутри, и можно ли смешать содержимое? Это вопрос о границах твоего «я». Звук – это то, что звучит внутри.

Денис Добровольский, зритель: «После перформанса мне хотелось с кем-нибудь его обсудить. Но я столкнулся с проблемой, что у меня нет слов для этого. Точнее – мысли есть, а подходящих слов нет. Мне стал интересен этот момент: произошло нечто, что трудно вербализовать, а значит – что-то ценное, и на это нужно обратить внимание. Спустя некоторое время я пришел к мысли, что ID-перформанс для меня – путь от участника к актору. Сначала я был объектом, с которым что-то происходит, потом объектом, который сам что-то делает, и, наконец, самим собой. Тем, кто одновременно наблюдает за этими двумя ролями и экспериментирует с сознанием».

Путешествие (как и этот текст) завершается. In↔out – всего лишь формула, через которую создатели ID-перформанса приглашают побыть наедине с собой и услышать себя. «Я» – это твой звук.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное