Я тысячами душ живу в сердцах События

Я тысячами душ живу в сердцах

В Самаре завершился фестиваль «Шостакович. Над временем»

Самара – третий город Шостаковича после Санкт-Петербурга (в котором он родился и прожил полжизни) и Москвы (в которой прошла его вторая половина жизни). Ровно посередине оказалась Самара, точнее, Куйбышев (как город назывался в СССР), где композитор с семьей пробыл полтора года в эвакуации (с октября 1941-го по март 1943 года). Всего полтора года, но каких! Они вместили в себя главное музыкальное событие Великой Отечественной войны: окончание работы над Седьмой симфонией (27 декабря 1941) и ее мировую премьеру (5 марта 1942), которая состоялась именно здесь, в Театре оперы и балета, носящем теперь его имя (с 2022).

Фестиваль молод, проходит только в пятый раз, но у него уже есть свои традиции: например, проводить концерты в двух городах (Самаре и Тольятти), отмечать день рождения Дмитрия Дмитриевича несколькими событиями. Начать с утренней встречи у его памятника в театральном сквере – возложить цветы, послушать концерт юных музыкантов из школы имени ДДШ, а также речи людей известных и причастных. В этом году, например, в Самару приехал старейшина петербургской музыковедческой школы, главный редактор газеты «Мариинский театр» Иосиф Райскин. «Человек древний», как сам себя назвал, он выступил с блестящей речью, рассказав о том, что, находясь с семьей в эвакуации, шестилетним мальчиком побывал на эпохальной премьере Седьмой симфонии, которую не забудет никогда. В тот мартовский вечер он раз и навсегда влюбился в музыку композитора, не пропускал потом ни одной мировой премьеры его произведений, где бы они ни случались. Был и лично знаком с ним. В своей статье для фестивального буклета музыковед очень точно высказался о самой сути творчества Шостаковича, которому «удалось перелить общую судьбу во всеобщую песнь». Пожалуй, точнее и не скажешь: музыка Шостаковича – это действительно музыка «общей судьбы», вот почему она так важна для всех нас – для каждого и для нации в целом.

Не меньший энтузиаст и горячий поклонник Дмитрия Дмитриевича – самарский композитор, народный артист России Марк Левянт. Именно он был тем человеком, который в 2006-м, в год столетия Шостаковича, инициировал решение о переименовании части Рабочей улицы, где жил композитор, в улицу его имени. И именно он возглавил фестиваль «Шостакович. Над временем», который является крупнейшим в мире из всех, что проводятся в честь ДДШ.

Фестиваль протяженный (идет две с половиной недели) и масштабный: в афише – концерты, спектакли (оперы, балеты, драматические постановки), творческие встречи, круглые столы, презентации книг. Форматы разные, но, хотя далеко не каждый вечер звучит музыка главного героя, все они так или иначе связаны с ним, причем это не только связь с Шостаковичем как с композитором, но и как с личностью, глубоко мыслившей и чувствовавшей. Проекты значительные, продуманные и, что немаловажно, с участием первых артистов и музыкантов.

В этом году высокую звездную планку задал уже вечер-открытие: бас Ильдар Абдразаков, пианист Энджел Вонг и Самарский филармонический оркестр с худруком Денисом Власенко исполнили Праздничную увертюру и Сюиту Шостаковича на слова Микеланджело Буонарроти, а также Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. Сюита – произведение особое, позднее (1974), это итог вокального творчества, в котором раздумья о смысле жизни, о смерти и бессмертии. Как писал Шостакович, оно возникло под впечатлением от «красоты стихов Микеланджело, глубины его мыслей, простоты и гениальности всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества». Именно этот цикл, прозвучавший, кстати, в Самаре впервые, стал смысловым акцентом вечера и мощным зачином ко всей программе, тем более что его исполнил такой выдающийся артист, как Ильдар Абдразаков. Сюита Микеланджело – «коронка» в его репертуаре, он пел ее неоднократно, в том числе с такими дирижерами, как Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Юрий Башмет.

Столь же мощным стал и финал фестиваля, который пришелся на день рождения Дмитрия Дмитриевича. Начавшись утром, как уже было сказано, у памятника работы Церетели, он продолжился презентацией книги «Письма Леонида Когана» (редактор – Евгения Кривицкая) – нашего великого скрипача, который много играл скрипичные концерты ДДШ. А завершился вечером в Самарской филармонии. На сцену вышли могучие силы: хор и оркестр Симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Своеобразной аркой к открытию фестиваля прозвучала симфоническая поэма Шостаковича «Казнь Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко. Тоже позднее сочинение (1964), затрагивающее те же темы – жизни, смерти и бессмертия. Только здесь масштаб бедствия еще более явный, ведь «Казнь» – это, по сути, театральный спектакль, трагедия, в ее центре – народный герой, которого публично казнят в присутствии этого самого народа.

Впрочем, Капелла представила и другого Шостаковича – легкого и ироничного, Шостаковича раннего периода. Тут и сюита из балета «Болт» (1931), и самарская премьера неоконченной сатирической оперы «Большая молния» (1932) – о поездке молодых советских специалистов в Америку. Опера не окончена, но увертюра и восемь сцен потом пригодились в написании оперы «Оранго», впрочем, также оставшейся незавершенной. Вроде бы композитору не понравилось либретто Николая Асеева, но, слушая великолепную, яркую музыку в исполнении коллектива столь высокого класса, как Капелла Полянского, понимаешь, что либретто не столь уж и важно. Ведь, как точно подметил некий рецензент в далекие 1930-е годы, Дмитрий Дмитриевич писал музыку «к собственным мыслям, куда более значительным и содержательным, чем либретто». И он, безусловно, прав. Ну а в пандан к страшной трагедии Степана Разина в финальном концерте прозвучал и духовный хор Шнитке на стихи армянского философа, поэта и богослова Х века Григора Нарекаци «Собранье песен сих».

Шнитке, как известно, считается духовным наследником Шостаковича – не случайно в фестивальной афише его имя встречается не раз: это не только упомянутый хор, но и спектакль «Мертвые души» на музыку Шнитке с Даниилом Спиваковским в роли чтеца. В каком-то смысле таким же последователем Шостаковича можно считать и Эдуарда Артемьева с его грандиозным глубокомысленным реквиемом «Девять шагов к преображению». Он был посвящен Владимиру Минину и прозвучал на фестивале в исполнении основанного им хора.

Крупным планом выделялись в фестивальной афише еще два автора: Хачатурян и Бриттен, каждый из которых был связан с Шостаковичем своими нитями. Арама Хачатуряна если и нельзя назвать другом Шостаковича, то, по крайней мере, они относились друг к другу с большой симпатией, общались как добрые коллеги. Шостакович поддержал Первую симфонию Хачатуряна, они вместе участвовали в конкурсе на создание Гимна СССР (и оба проиграли). Хачатурян ценил Шостаковича невероятно высоко, называл его «совестью советской музыки». Так что знаменитый балет «Спартак» в фестивальной афише появился вполне закономерно. Кстати, не в хрестоматийной хореографии Юрия Григоровича, а в постановке Большого театра Беларуси 1980 года (хореограф – народный артист СССР Валентин Елизарьев).

 

С Бриттеном отношения были более близкие, дружеские. Достаточно сказать, что британский классик посвятил Дмитрию Дмитриевичу оперу «Блудный сын» (1968), а Шостакович Бриттену – Четырнадцатую симфонию (1969). При всем различии судеб в них все же много общего: увлечение джазом в молодости, интерес к киномузыке, особая любовь к театру. А главное – оба национальные художники, глыбы, возвысившие голос своей культуры и ставшие непререкаемыми духовными авторитетами в мире. Оба испытывали влияние друг друга. Бриттен писал о том, что их работы различны, но вместе с тем «сходны по целям, подобно детям похожих отцов». И, как отмечала в своей статье Людмила Ковнацкая, важно, что «отцы» эти у них одни и те же: Малер и Бах, Шуберт и Чайковский, Прокофьев и Берг, Стравинский и Мусоргский. И эта общность перевешивает, недаром Бриттена и Шостаковича часто «скрещивали»: провели фестиваль их имени в Швейцарии (2019), тогда же был основан российско-британский оркестр «Бриттен-Шостакович». И в этом контексте более чем естественно появление на фестивале в Самаре премьеры оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в постановке Самарского оперного театра имени Шостаковича (режиссер – Алла Чепинога, дирижер-постановщик – Евгений Хохлов).

И это далеко не все события юбилейного, Пятого фестиваля в Самаре. Выступили еще Евгений Миронов и Марина Александрова с концертной программой «Евгений Онегин» вместе с Московским симфоническим оркестром под руководством Ивана Рудина, петербургский «МолОт-ансамбль» современной музыки и не только.

«Шостакович. Над временем» – емкое, точно найденное название. В нем и отражение той эпохи, в которой композитор жил, и вечный, вневременной характер всего им созданного. Кажется, он и теперь продолжает говорить с нами, говорить не о «былом и думах», а о нас сегодняшних, о нашем горячем, тревожном: о вызовах, о борьбе за выживание. И говорит он как провидец, пророк, который точно знал, что бороться и побеждать нам придется снова и снова. А значит, его великая музыка нам будет всегда нужна.

«Я словно б мертв, но миру в утешенье я тысячами душ живу в сердцах всех любящих, и, значит, я не прах, и смертное меня не тронет тленье». Так заканчивается Сюита на стихи Микеланджело, написанная к 500-летию со дня рождения итальянского маэстро эпохи Возрождения. А кажется, будто написано сегодня и о нем, Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче…

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»