Явная доброжелательность События

Явная доброжелательность

В Берлинской филармонии состоялось концертное исполнение оперы «Пиковая дама» Чайковского

В партии Лизы на этой сцене дебютировала солистка Мариинского театра Елена Стихина, Германа исполнил Арсен Согомонян, Томского – Владислав Сулимский, Елецкого – Борис Пинхасович. Графине достался немецкий акцент выдающейся меццо-сопрано Дорис Зоффель.

Дирижер Кирилл Петренко, омич по рождению, много лет феноменально преуспевающий в Европе как один из лучших оперных дирижеров современности, пригласил на большинство главных партий российских солистов, чтобы те в главной стране Евросоюза смогли пропеть о том, что «наконец-то Бог послал нам солнечный денек», о том, что «наша жизнь – игра» и «пусть неудачник плачет». За чуть более чем 130 лет с момента создания и последующей безбедной жизни на оперных и филармонических подмостках этот шедевр Петра Ильича повидал очень многое. Но в этот раз в условиях беспрецедентной «отмены культуры» переживать за него пришлось как никогда прежде. Но на то она влиятельная и несокрушимая эта «Пиковая дама», что, и глазом не моргнув, преодолела грозившую ей возможную cancellation.

Прежде чем предстать на сцене зала Ганса Шаруна, исполнительский состав этой «Дамы» появился сначала в полноценной постановке режиссерского тандема Моше Ляйзера и Патриса Корье на Пасхальном фестивале в Баден-Бадене. В ней режиссерских вчитываний обнаружилось не многим больше, чем к ним давно приучили в Европе, сделав общим местом. Трудно было не заметить, как слюбилось им в последнее десятилетие вытаскивать из подсознанки русских красавиц Лизы и Полины эдакую ерофеевскую неутолимую похоть взамен наскучивших меланхолии и тоски, традиционной дворянской благопристойности, коих всегда было в избытке в замшелых классических версиях главной петербургской оперы Петра Ильича. Рядом с такими распутницами даже обычно «белый и пушистый» с непререкаемой репутацией князь Елецкий и тот во взгляде режиссеров на нравы «этих русских» оказался с реноме одержимого вожделением циничного самца, о котором в его костюме во весь голос кричала обнаженная волосатая грудь. Ляйзер и Корье снабдили всех недюжинным сексуальным аппетитом, словно решив оторваться за всю Европу, плотно опутанную догмами новой толерантности, комплексами ресентимента, харрасмента и абьюзинга. Импульсы такого спектакля, заряженного подобной идеологией, не могли не передаться и концертному исполнению, обнаружившему их еще большую концентрацию.

Дорис Зоффель – Графиня

Чаще всего во время трансляции этого исполнения вспоминался почему-то, как ни странно, маэстро Марис Янсонс. Его «Пиковая дама» на Зальцбургском фестивале в 2018 году, чуть не стоившая ему жизни, стала последней вершиной в истории интерпретаций этого шедевра и оставила ярчайшую вспышку в сознании, которая не угасла до сих пор. Маэстро не пропустил тогда ни одной репетиции, а перепады жары за окном и кондиционера внутри создавали серьезную угрозу для его здоровья, вскоре и обернувшуюся «тайной недоброжелательностью» – тяжелейшей пневмонией. Это любопытно, но и Марис Янсонс, и Кирилл Петренко – выходцы из музыкальных семей, в которых отец был дирижером, а мать – в одном случае певицей, в другом – музыковедом. У обоих в основе метода оперного дирижирования чувствуется громадное внимание к роли певца. В этом жанре музыкально-драматического искусства ему придается первостепенное значение. При всей колоссальной разнице бэкграунда и опыта обоим свойственно такое умелое обращение с партитурой, когда первое слово предоставляется самой музыке, и только потом – собственному к ней субъективному отношению, то есть интерпретации. Именно тогда сама музыка, освобожденная от гнета традиций, канонов восприятия, способна выдавать такие тайны и откровения, которые не снились самым отчаянным дирижерам-фантазерам. И тогда детский хор солдатиков в первой картине первого действия «Мы все здесь собрались на страх врагам российским» обретает карикатурно-ершистые черты, звуча насмешкой над системой, порождающей стандартизованных клонов, подавляющей свободу выбора, которой грезил Петр Ильич. Свобода как осознанная необходимость лежала в основе жизни и творчества Мариса Арвидовича, которого мать чудом сберегла в оккупированной Риге; лежит она в фундаменте дирижерского мастерства и Кирилла Петренко, который все дирижирует с независимой дразнящей улыбкой. Отсюда серьезность музыкального текста никогда не превращается в занудную назидательность и дидактизм, как и комическое в его исполнении всегда подвергается фильтру интеллектуализирующей иронии.

Петренко собрал завидный состав солистов, каждому из которых было что сказать – то есть спеть. Герман Арсена Согомоняна неподражаемо отрабатывал взгляд безумца своими бездонными черными очами. Елецкий Бориса Пинхасовича, чья европейская карьера продолжает набирать головокружительные обороты, напоминал об искусстве Дмитрия Хворостовского. Томский у Владислава Сулимского звучит как маленькая энциклопедия нравов русского офицера XIX века. Сопрано Елену Стихину с роскошью ее физической и вокальной формы сегодня можно считать Лизой номер один в мире. Свобода ее полетного, объемного, звучного и невероятно чувственного вокала дает слушателям мощный импульс для воображения, интуиции, дарит крылья. Она вышла в золотом платье со смело обнаженными плечами и грудью, а в сцене у Канавки сменила золото на траурный черный, однако, оставив взору публики свои прелести. Золото и черный – цвета власти и трагедии, символы могущества амбиций и их неминуемого праха – стали эмблемами этого концертного исполнения, ее главными декорациями, цветовыми ориентирами. Рядом с ними – смерть в лице Графини, пребывающей в шаге от Вечности. Дорис Зоффель продемонстрировала выразительно выученный русский, словно высекаемый где-нибудь на гранитной плите памятника этой загадочной русской Графине. Она не изображала старуху – она играла женщину на последнем пике жизни, эдакую богиню, олицетворяющую целую эпоху, гибнущую от рук безумца.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой