Эхо Евгения Светланова События

Эхо Евгения Светланова

В Большом зале консерватории отметили день рождения Евгения Светланова и вспомнили о его судьбе

В 2022 году исполнилось 20 лет со дня кончины выдающегося музыканта и дирижера Евгения Федоровича Светланова. А в день рождения, 6 сентября, ГАСО России сыграл традиционную программу в его честь, пригласив за дирижерский пульт представителя знаменитой династии маэстро Дмитрия Юровского. «При составлении программы концерта, – поделился артист, – мы опирались на традиции выступлений Светланова и его оркестра, в которых, помимо обязательной, “классической” составляющей, включались произведения современных авторов. Сейчас вряд ли возможно посчитать количество сыгранных оркестром премьер».

Следуя концепции, рядом с классикой – увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта» Чайковского и поэмой «Колокола» Рахманинова – прозвучала мировая премьера – Симфония Бенджамина Эллина, что добавило исключительности этому музыкальному вечеру. Впрочем, выбор автора был не случаен: Эллин – лауреат Международного конкурса дирижеров имени Е. Ф. Светланова в Люксембурге, композитор, специально посвятивший свое произведение главному герою концерта.

Творение Эллина органично вписалось в атмосферу вечера, так как написано было с явной оглядкой на европейский симфонизм XIX – первой половины XX века. Музыка по стилю напоминала фрагменты из оперы «Питер Граймс» Бриттена, симфоний Малера, а в финале слышался и Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ведущий вечера Петр Татарицкий зачитал эссе композитора, где он, объясняя свои идеи, говорит, что «образ моря оказался центральным в симфонии». Действительно, неукротимая водная стихия – превосходная метафора, схватывающая суть личности Светланова. Этот образ подчеркивался не только звукоизобразительными моментами в музыке, главным образом, в первой части симфонии. Основу третьей части составило стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий». Проникновенное соло баритона в исполнении всемирно известного мастера оперной сцены Сергея Лейферкуса стало лирической кульминацией цикла.

В «Ромео и Джульетте» и симфонии Эллина оркестр во главе с Дмитрием Юровским продемонстрировал всю роскошь звучания: прозрачность и тембровую насыщенность, яркие динамические переходы, тонкую нюансировку. В Большом зале прослушивалась отчетливо каждая инструментальная партия. Уровень исполнения был достоин игры оркестра в годы руководства Евгения Федоровича.

Однако главным ожиданием вечера были, конечно, «Колокола». Именно это сочинение стало «лебединой песнью», последней дирижерской работой Светланова: 19 апреля 2002 года, за несколько дней до смерти, маэстро исполнил опус Рахманинова с Симфоническим оркестром Би-Би-Си в лондонском Барбикан-центре. Сохранилась запись того концерта, позволяющая оценить гениальность интерпретации. Как и двадцать лет назад, в исполнении участвовал Сергей Лейферкус. Его партнерами стали Михаил Агафонов и Альбина Шагимуратова, а также коллектив «Мастера хорового пения» радио «Орфей».

Не секрет, что в «Колоколах» используется расширенный инструментальный состав, и рахманиновская партитура коварна с точки зрения соблюдения баланса звучания между оркестром и вокалистами. Увы, упомянутая роскошь оказалась в данном случае фатальной: звучание ГАСО перекрывало пение хора и солистов, из-за чего не было слышно самого главного – слов, не говоря уже об отсутствии музыкальной выразительности. Лишь в некоторых местах, когда оркестр все же уходил на задний план, музыка превращалась в «волну певучих звуков», а не в «диких звуков несогласье» под видом совместного гула «Мастеров хорового пения» и ударных. Неудачное исполнение не спас даже неувядающий, сохраняющий ровность и полетность вокал Сергея Лейферкуса (легендарному российскому баритону в этом году исполнилось 76 лет!) и бархатный тембр и тончайшая филировка Альбины Шагимуратовой. Вероятно, музыкантам не хватило сводных репетиций для выстраивания нужной динамики.

Фигура маэстро олицетворяет некий эталон, к которому следует стремиться всегда и которого требует музыкальное искусство. Колокольный звон звучал при жизни Светланова, колокола звучат и после его смерти, будь это симфония Эллина или поэма Рахманинова. Да и самого его можно сравнить с колоколом, прогремевшим на весь мир. Его творчество и могучий музыкальный гений до сих пор эхом отзываются в игре оркестра, который носит его имя, и в сердцах тех, кто любит музыку.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»