Эксклюзивные «Желтые звезды» События

Эксклюзивные «Желтые звезды»

Новые сочинения, новые коллективы – на сцене Большого зала Петербургской филармонии

Проект, посвященный памяти жертв Холокоста, состоялся в филармонии уже в десятый раз. Скорбный мемориальный повод обернулся счастливым музыкальным открытием: впервые в таком объеме на сцене прозвучала музыка Саломоне Росси – автора из Италии рубежа XVI-XVII веков, современника и коллеги Монтеверди, впервые в Петербурге была сыграна и Двадцать первая симфония Мечислава Вайнберга «Кадиш». В этом сознательная установка концертов «Желтые звезды» – расширять наше представление о музыке композиторов еврейского происхождения со всего мира, инициировать новые исполнения сочинений.

Особая атмосфера в зале «читалась» еще до начала музыки, в чем заслуга  художника по свету Дениса Колосова. Он затенил аудиторию, подсветил гигантские люстры медным тоном, фонарики на пультах оркестра уподобил зажженным свечам, а трубы органа – еврейскому  ритуальному подсвечнику.

Два отделения программы были самодостаточными, что определялось разницей эпох и задействованных составов. Первое – камерное, со звучанием старинных инструментов, открыло мир ренессансной музыки. Сочинения Росси – изысканные, мелодичные, изобретательные в полифонии – были представлены как инструментальным составом, так и сугубо вокальным. Новорожденный петербургский коллектив One Consort (он появился в прошлом году) озвучил несколько псалмов на иврите. Звучание шести голосов, среди которых был и бас-баритон Роман Тархов – руководитель ансамбля, мягко наполнило большой зал. Певцы продемонстрировали прекрасное качество вокала, длинное дыхание, слаженный ансамбль, одинаково искусный в гармонической и полифонической техниках. Здесь каждый был солистом и в то же время чутким партнером друг другу. Слушая One Consort, думалось, в чем же загадка такого быстрого и убеждающего вхождения в стиль этой музыки, столь редко звучащей у нас? Возможно, в том, что Тархов знаком с опытом интерпретации схожей музыки хором musicAeterna, чьим артистом он стал. А возможно, и в том, что в этой программе певцы словно заражались опытом своих коллег – опытных инструменталистов и знатоков старины из One Orchestra, игравших в этом же отделении (выступали Владислав Песин, Сергей Фильченко, Марина Белова, Руст Позюмский, Владимир Волков, Мария Изотова).

Ансамбль One Consort

Музыка Вайнберга уже не раз звучала в этом проекте, однако впервые была выбрана вещь, напрямую связанная с темой «Желтых звезд». Двадцать первая симфония, последняя из завершенных композитором (финальная Двадцать вторая, например, осталась в клавире), была начата им в 1960-е, а окончательный вариант появился только к 1991 году. Сочинение уже исполнялось в Москве Национальным филармоническим оркестром под управлением Станислава Кочановского, записывалось на диски (в частности, Миргой Гражините-Тила с солирующим Гидоном Кремером), но еще не звучало в Петербурге. Симфония посвящена погибшим в Варшавском гетто во время Второй мировой войны. Та война опрокинула и жизнь самого Вайнберга, сделав его вынужденным мигрантом, потерявшим близких. Сам композитор чудом спасся из родной Варшавы, попав в СССР. Этот травмирующий опыт он выразил в своей музыке: операх «Пассажирка» и «Мадонна и солдат», симфонической трилогии «Переступив порог войны» и вокальной симфонии «Цветы Польши», в музыке к пьесе «Варшавский набат»…

Большая, практически часовая (и при этом одночастная) симфония поразила многим. Здесь минимален пафос, помпезный штиль, здесь Вайнберг акцентирует личное, индивидуальное, пережитое. В коллективном всегда различимы отдельные голоса, симфония ими наполнена. В симфоническом оркестре то и дело солируют инструменты: здесь и большой монолог скрипки, прекрасно сыгранный концертмейстером оркестра Михаилом Крутиком, и соло контрабаса, и даже аккордеона. Музыка воспоминаниями словно уносится в Польшу, через цитату первой баллады Шопена у пианиста (партию эмоционально тонко провел Николай Мажара) – в Варшаву, а через резкий сдвиг оркестрового колорита с имитацией настоящего клезмерского ансамбля – в еврейские дома.

Михаил Крутик, Анна Денисова, Владимир Альтшулер

Название симфонии отсылает к еврейской молитве, в которой прославляется бог и говорится о спасении, в то же время это и поминальная молитва об умершем человеке. Вайнберг вслед за Малером, Гурецким вводит в сочинение человеческий голос, сопрано. Анна Денисова, универсальная по широте возможностей солистка Мариинского театра, в своей партии без слов отчетливо передает смешение лирической исповедальности и детской наивности, вся горечь симфонии словно прорывается в молниеносной кульминации с оглушительными верхними нотами голоса.

Сам Вайнберг в одном из интервью биографу Людмиле Никитиной говорил, что его сочинение посвящено восстанию в Варшавском гетто. Да, в этой музыке есть и напряженные эпизоды, агрессивные звучания оркестра, но в целом она словно изживает этот опыт, прощается с прошлым. АСО Санкт-Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшулера мастерски передал эти настроения, бесспорно, одного из самых личных музыкальных свидетельств того, что – как верил Вайнберг и его поколение – не должно было повториться.

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации

Игра в лошадки События

Игра в лошадки

Максим Петров поставил в Большом театре «Конька-Горбунка» Родиона Щедрина

Академия – на пятерку! События

Академия – на пятерку!

В Образовательном центре «Сириус» завершилась V Симфоническая академия