Эксперименты и «живые классики» События

Эксперименты и «живые классики»

Завершился фестиваль Vivacello-2019

Фестивали Vivarte и Vivacello давно стали заметными и ожидаемыми событиями на музыкальной карте столицы. Оба – результат сотрудничества виолончелиста Бориса Андрианова и благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство». Форумы роднит не только жизнеутверждающий латинский корень в названиях, но и подход к формированию афиши, отличающийся широтой и изысканностью. Но, если Vivarte – фестиваль камерный и молодой, то Vivacello – большой и маститый. В этом году он прошел уже в одиннадцатыйй раз, как всегда, представив неординарные программы в исполнении лучших виолончелистов современности.

Открывал нынешний Vivacello Нарек Ахназарян. Вместе с победителем последнего Международного конкурса дирижеров имени Е. Ф. Светланова Дмитрием Филатовым и оркестром «Русская филармония» он исполнил Концерт-рапсодию для виолончели с оркестром А. Хачатуряна. Насыщенное звучание, исключительная виртуозность и полное попадание в темперамент музыки – вот что впечатлило в интерпретации Ахназаряна. Дирижер и оркестр не менее точно уловили чувственность и восточный колорит Концерта-рапсодии, так что на эти полчаса «Русская филармония» вполне могла быть переименована в «Армянскую».

Практически ни один концерт-­открытие Vivacello последних лет не обхо­дился без мировых премьер. В 2018-м, например, прозвучало сочинение «Т. S. D. для виолончели с оркестром» Гии Канчели. Планировалось, что новый опус для нынешнего фестиваля создаст Анатолиюс Шендеровас, но не случилось: в марте композитора не стало. И все же гала в Большом зале «Зарядья» получился в хорошем смысле статусным: продирижировать своим Concerto grosso № 1 для трех виолончелей с оркестром пригласили легендарного Кшиштофа Пендерецкого. К сожалению, на сей раз увидеть «живого классика» за пультом меломанам не удалось, так как 86-летний маэстро предпочел остаться в зрительном зале. Свои полномочия он передал польскому дирижеру Мацею Твореку, с которым сотрудничает уже много лет.

Concerto grosso № 1 для трех виолончелей с оркестром (2001) Пендерецкого – теперь уже классика XXI века. Довольно радикальный в молодости, в последние десятилетия композитор обнаруживает явный пиетет по отношению к великим традициям прошлого. В данном случае об этом говорит и интонационно концентрированный, насыщенный смыслами музыкальный язык, и выбор старинного жанра «большого концерта», впрочем, трактуемый Пендерецким весьма свободно. Сольные партии, каждая из которых наделена индивидуальностью, исполнили Клаудио Бохоркес, Данжуло Ишизака и Чен Ибай – 18-летний музыкант, покоривший публику на последнем Конкурсе Чайковского. Concerto grosso предстал во всем блеске, однако, без сюрпризов не обошлось. У Ишизака во время игры лопнула струна, так что прерванное исполнение продолжилось после того, как солист обменялся инструментом с концертмейстером виолончелей.

Чен Ибай, Данжуло Ишизака, Клаудио Бохоркес, Мацей Творек, Кшиштоф Пендерецкий

Место мировой премьеры на открытии фестиваля заняла российская: прозвучал Концерт для виолончели и аккордеона (баяна) «Le Rêve de Maya» («Мечта Майи») французского композитора и гитариста Самюэля Струка. Свою музыку он называет «инклюзивной», то есть предполагающей взаимодействие разных культурных традиций. По словам автора, источниками вдохновения в Концерте для него стали Пьяццолла, Ксенакис, Равель, Моцарт, а также традиционная индийская и африканская музыка. Интересно, что редкое сочетание виолончели и баяна у Струка звучало красиво и убедительно – не в последнюю очередь благодаря превосходному исполнению Бориса Андрианова и Николая Сивчука.

В программе фестиваля были заявлены два экспериментальных вечера. «Мастер и музы: виолончели Габриеля Джебрана Якуба» – так назывался первый. К виолончели у «Страдивари наших дней» отношение особое, ведь и сам Якуб – виолончелист. Джебраном создано около 50-ти инструментов, девять из которых прибыли на концерт-эксперимент во флигель «Руина» Музея архитектуры имени А. В. Щусева. «Я давно мечтал собрать ансамбль из собственных виолончелей и исполнить на них “Бразильскую Бахиану” № 5 для восьми виолончелей и голоса композитора Эйтора Вилла-Лобоса», – рассказал Якуб. Мечту воплотили московские и петербургские виолончелисты. Причем слушателей ожидало не только сильное художественное впечатление, но и темброво-акустический эксперимент. На балконе, опоясывающем зал флигеля, Борис Андрианов, Анна Кошкина, Андрей Яцыныч и Александр Рамм сыграли «Сарабанду» из Виолончельной сюиты № 6 Баха (транскрипция для четырех виолончелей). При этом исполнители располагались на разных сторонах балкона, так что музыка буквально «воспарила» над залом. С каждым произведением состав ансамбля расширялся, в итоге страстную «Fuga y misterio» Пьяццоллы играли уже все музыканты, в том числе и сам Якуб.

Второй экспериментальный вечер в Малом зале Московской консерватории, «Концерт для виолончели с характером», правильнее было бы назвать спектаклем. Писатель Саша Филипенко сочинил историю виолончели, а от первого лица ее рассказала со сцены актриса Татьяна Друбич. Героиня рассказа – виолончель Андрианова работы великого мастера Доменико Монтаньяны. В середине повествования публике представили и ее родную сестру, на которой играл британец Гай Джонстон. Что бы ни исполняли Джонстон и Андрианов – четыре дуэта для двух виолончелей Глиэра или «Сарабанду» из Виолончельной сюиты № 3 Баха – во всем поражали совершенное владение инструментом и идеальный – насыщенный, теплый и мужественный – виолончельный звук. В завершение Татьяна Друбич сообщила печальную новость: Борис Андрианов вскоре вынужден будет расстаться с виолончелью Монтаньяны, так как она возвращается в государственную коллекцию.

В 2019-м Vivacello экспериментировал не только с формами, но также с жанрами и площадками. Впервые в программе фестиваля появился джаз-клуб. Впрочем, как поведал Борис Андрианов, идея занимала его давно: «Будучи в Лондоне, я сказал, что мне нужно что-то неклассическое и необычное». И оно нашлось. В Москве два вечера подряд виолончель в джазовой ипостаси представляли Трио Ширли Смарт и группа Аянны Виттер-Джонсон. В своих динамичных и драйвовых номерах Ширли компилирует академическое с джазом и музыкальным наследием Ближнего Востока, тогда как искусство Аянны черпает вдохновение в спиричуэлс, находясь на стыке блюза и поп-музыки. Лаконичные сонги Виттер-Джонсон украсила своим изящным вокалом.

Творчество Джеральда Финци хорошо известно на родине, в Великобритании, чего не скажешь о других странах. Его Концерт для виолончели с оркестром добирался до России почти 65 лет и, наконец, стал «гвоздем» заключительного вечера Vivacello. Солиста, маститого Рафаэля Уоллфиша, можно было также поздравить с российским дебютом. В паре со вставшим за пульт БСО Джастином Брауном, обладающим впечатляющей техникой дирижирования, Уоллфишу вполне удалось передать экспрессивность и аутентично британскую стилистику сочинения. Дань памяти отдали Анатолиюсу Шендеровасу, впервые в России исполнив его Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, где солировали пианист Андрей Коробейников, скрипач Айлен Притчин и британская виолончелистка Лора ван дер Хейден.

На «заключительный аккорд» – Концерт для виолончели и духового оркестра Фридриха Гульды – вновь на сцену вышел худрук фестиваля Борис Андрианов. Сочинение, в котором эксцентричный композитор лихо замешал стили и жанры (джаз-рок, лендлер, менуэт и даже бравурный марш), стало квинтэссенцией яркого и многоликого Vivacello-2019.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»