Экстаз и божественные игры События

Экстаз и божественные игры

Госоркестр Республики Татарстан представил программу-посвящение Скрябину

Подопечные Александра Сладковского выступили в зале «Зарядье» с монографическим концертом, по традиции презентовав прежде его в Казани. В этот раз выбор маэстро пал на музыку Александра Скрябина – одного из самых загадочных и самобытных композиторов XX века, которого обычно характеризуют через запятую как «мистика, философа, новатора». В Казани и Москве прозвучали его три знаковых сочинения: «Поэма экстаза», Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония №3, показавшие этапы эволюции письма и мышления. В репертуаре ГАСО РТ Скрябин занимает все же скромное место, уступая Малеру, Чайковскому, Шостаковичу, однако нельзя сказать, что коллектив его исполняет редко. «Скрябина интересовали не только звуки, но и вселенская правда. Его партитуры сотканы из подлинных философских изысканий. Для того чтобы постичь его творчество, нужно долго к этому идти», – считает Сладковский. Концерт в «Зарядье» показал, что у маэстро и его коллектива это получилось блестяще и путь был пройден не зря.

Свой первый и единственный фортепианный концерт Скрябин написал под влиянием лирики Шопена, и здесь от будущего экспериментатора, можно сказать, нет ничего. Мало того, исследователи часто критикуют скрябинский опус за неровные отношения сольной и оркестровых партий: обе ведут фактические непрерывные монологи, редко уступая друг другу, а партия рояля перегружена чередой будто бы бесконечных пассажей и аккордов. Вызволить скрытую под этим красоту и меланхоличность решился молодой пианист Кирилл Роговой – победитель конкурса Grand Piano Competition этого года, который заинтересовал не только худрука Дениса Мацуева, но и Александра Сладковского, дирижировавшего тогда открытием конкурса. Несмотря на звание лауреата и к тому же обладателя Гран-при, Кирилл пока еще не так заметен на концертных площадках, как другие «питомцы гнезда» Мацуева – Сергей Давыдченко, Лев Бакиров, Елисей Мысин, поэтому участие в программе Госоркестра Республики Татарстан для молодого артиста может стать отличной возможностью заявить о себе уже вне конкурса. Что, собственно, и произошло: у Рогового и ГАСО РТ сложился хороший качественный тандем, в котором чувствовалось взаимопонимание и поддержка. Тонкая, изящная манера игры солиста была стопроцентным попаданием в позднеромантический стиль, которым окутан этот цикл: салонность сменяла экспрессия, пылкая взволнованность – драматизм, особенно проявившийся в кульминациях. Госоркестр Республики Татарстан, как всегда, создавал аккуратный, но в то же время насыщенный и пышный фон, погружая в мир лирического героя-мечтателя, только ищущего свой путь, коим был Скрябин в период создания концерта.

Настоящий, подлинный Скрябин с его концептуальными идеями, философией, энтузиазмом предстал в «Поэме экстаза» и Третьей симфонии, неразрывно связанных друг с другом (работа над поэмой началась сразу же после завершения симфонии). ГАСО РТ вместе с Александром Сладковским показали глубину и масштаб замысла, отражающие во всех оттенках мировоззрение композитора, которые считывались и без понимания литературной основы, заложенной и в том, и другом сочинении. «Дух, жаждой окрыленный» возник у оркестра буквально с первых же тактов «Поэмы экстаза»: начав свой головокружительный полет, он погрузил слушателей в атмосферу блаженства и наслаждения. Сладковский искусно расшифровывал каждое видоизменение ключевых тем поэмы – будь то «мотив ужаса» или «мотив самоутверждения», постепенно подготавливая грандиозный финал. В нем оркестровые тембры словно искрились и переливались на солнце, соединившись в густую фактурную массу, однако сквозь эту пучину героически пробивались звуки органа (солистка – Евгения Кривицкая). В Третьей симфонии, имеющей подзаголовок «Божественная поэма», экстатическое состояние и апофеоз достигли своего предела. Эту гигантскую партитуру, рассказывающую, по задумке Скрябина, о развитии человеческого духа от «борения» до «божественной игры», Госоркестр Республики Татарстан трактовал с присущей ему монументальностью. Мощные голоса медных духовых буквально заполняли пространство зала, подчеркивая утверждение «аз есмь»: все преграды разрушены, наступила радость чувственного мира, свобода, любовь.

Веселый ветер над Землей детей События

Веселый ветер над Землей детей

В Санкт-Петербурге стартовал юбилейный, XXXV фестиваль «Земля детей»

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина